асcоциация граждан и организаций
по содействию развитию
корпоративного образования
В первый день в рамках пленарной сессии и двух панельных дискуссий мы говорили о концепции технологического лидерства в России, трактовках технологического лидерства, возможности продвинуть отрасли и технологии на международный рынок так, чтобы мы как страна нашли свои сильные стороны, ключевые компетенции. Спикеры и эксперты обсуждали, нужно ли думать о технологизации как навыке и надпрофессиональной компетенции для каждого человека, как о способности простроить процессы для последующей масштабизации и трансфера.
Все выступления в целом показали, что технологическое лидерство пока все еще является довольно малопрогнозируемой субстанцией, т.к. до конца невозможно определить научно, где могут быть конкурентные преимущества России. Альберт Ефимов, руководитель робототехнического центра Фонда «Сколково», озвучил версию о том, что для российской ментальности технологический прорыв и технологическое лидерство могут возникнуть только как ответ на технологический вызов – масштабную, массовую, системно организованную последовательность технологических вызовов, которые ставят задачи, близкие к невозможным, и сроки, близкие к нереальным. Можем с уверенностью сказать, что этот тезис стал одним из ключевых в дискуссии, отозвавшись в выступлениях остальных спикеров, в частности, в разрезе культурного кода и его важной роли для нашего будущего. Дмитрий Тимофеев, заместитель начальника управления анализа АО «СУЭК», и Арсений Уралов, основатель и директор промышленного акселератора «СТАЛЬ», генеральный директор «Кузницы Технологий», лидер рынков НТИ в «Агентстве Стратегических Инициатив», говорили о том, что сильные стороны любого коллектива неразрывно связаны с культурным кодом, и это нельзя игнорировать. Дмитрий Тимофеев, в частности, отметил, что мы в России не можем жить только в техносфере, ориентироваться на рациональное, чисто технологическое будущее, не можем отторгнуть морально-духовную составляющую, историю, тему в широком смысле рода, традиции профессий, индустрий и отраслей, укладов. Мы привязаны к родному клану и родной земле, к человеческому измерению. Мы не можем выбрать путь наукообразных выводов, основанных только на рациональном мышлении. Поэтому мы должны будем выбрать свою парадигму образования, русский проект.
В параллель этой мысли Сергей Жданов, вице-председатель Комитета по формированию Цифровых Активов Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации, высказал мысль о том, что, вероятно, самая сильная зона роста России и ее уникальное место на глобальной карте – это мировое конструкторское бюро, именно такая ролевая модель может стать русским проектом. Также Сергей отметил, что таланты составляют только 3% населения, и их нужно выявлять, пестовать, развивать, и именно на них делать ставку как на агентов будущего технологического прорыва, элиту общества будущего.
Дмитрий Тимофеев, в свою очередь, прокомментировал, что для этого необходима работа прогрессивных педагогов, способных общаться с детьми в парадигме воспитания и обучения, направленной на выращивание такой элиты. Светлана Крайчинская, заместитель генерального директора по подготовке кадров Союза «Агентство развития профессиональных сообществ и рабочих кадров «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)», задалась вопросом, из какой питательной среды мы сможем вырастить эти 3%, и указала на необходимость создания инфраструктуры инфраструктур (социально-гуманитарных, социально-технических), своеобразной грибницы, способствующей развитию талантов. У 25% детей имеются инженерные способности, способности к проектированию, но без должного внимания и развития они пропадают после 10 лет. Необходимы массовые системные усилия для создания нового качества образования для широких кругов, и именно это станет основой для взращивания технологического спецназа. Это же мнение поддержал и Владимир Костеев, исполнительный директор НП «Клуб директоров по науке и инновациям», сказав, что слишком много внимания мы уделяем выращиванию элиты, в то время как массовое обучение новым технологиям и компетенциям незаслуженно находится вне фокуса.
Наши гости высказывали мнение о том, что разделение на базовое и дополнительное образование (включая корпоративное) устаревает. Может иметь смысл перестать мыслить этими категориями, стереть границы между ними, переключиться на концепцию образования в течение всей жизни. Источник и формат перестает быть важным, человек должен будет сам управлять всеми процессами и делать осознанный выбор.
Неоднократно звучал тезис о том, что неминуемо возникнут элиты, которые будут занимать самое высокое место с точки зрения разделения труда (креативные профессии, создающие новое, думающие, обладающие пониманием процессов и эмпатией в области того, какие продукты нужны другим) и будут супероплачиваемы, и они же могут стать технологическим спецназом. В то же время будет существовать и основная масса населения, которую необходимо также соответствующим образом воспитывать и обеспечивать с базовым безусловным доходом.
Таким образом, одни из главных противопоставлений, выявленных участниками дискуссий – это массовость, масштабность или элитарность, точечность, а также наукообразная работа по исследованию зон технологического прорыва и новых компетенций или во многом иррациональный ответ на технологический вызов.
Эксперты Форума обсудили также мета-компетенции будущего, надкомпетенции, которые понадобятся человеку будущего.
Так, Данила Медведев, идеолог трансгуманизма, футуролог, один из создателей Российского трансгуманистического движения и член его Координационного совета, Председатель Совета директоров российской криокомпании «КриоРус», дал такое определение мета-компетенциям: это то, чем ты должен обладать для приобретения компетенций, т.е. способность учиться, понимать себя и осознавать себя, самоорганизовываться, управлять собой, быть в ресурсном состоянии, взаимодействовать с другими, понимая, кто ты и кто они.
В этом контексте Елена Кудряшова, управляющий директор, руководитель Дирекции по развитию корпоративной культуры ПАО «Сбербанк», говорила о том, что у них в компании есть два направления и два подхода: текущие, рутинные процессы, требующие традиционных навыков, и совершенно новые процессы – следствие реалий, с которыми банки сталкиваются первыми, превращаясь в IТ-компании и выходя на новые рынки.
И здесь эмоциональный интеллект становится центром дискуссии. Яна Донская, директор по персоналу, член Правления ООО «Воздушные Ворота Северной Столицы» (аэропорт «Пулково»), говорила о возможности обладать тремя видами интеллекта: ментальным (IQ), эмоциональным (EQ) и искусственным (AI). Мы должны выработать свое понимание новой техносреды и искусственного интеллекта, который становится неотъемлемой частью человеческого сообщества и организаций. Эмоциональный интеллект, в свою очередь, необходим даже на сервисной работе любого уровня (кассир в магазине, рабочий в бригаде), не говоря уже о топ-менеджменте, где становится самым главным навыком.
С другой стороны, как говорили Юлия Ужакина, генеральный директор АНО «Корпоративная академия Росатома», и Светлана Инфимовская, директор по работе с образовательными и научными организациями ООО “Базовый элемент”, не стоит отрываться от действительности и уходить слишком далеко в обсуждение эмоционального интеллекта и умения управлять своим ресурсным состоянием, ведь нам все еще нужны физики, сварщики, работающие в трудных условиях, т.е. традиционные компетенции. Заявка на фундаментальное традиционное образование (и навыки «вордскиллс»), таким образом, как будто вступают в конфликт с компетенциями будущего. Однако эти традиционные компетенции относятся к предыдущим укладам и будут безусловно нужны, пока существуют эти уклады, это просто разные подходы.
Здесь очень важно подчеркнуть значимый вывод, который мы можем сделать из дискуссий Форума: с точки зрения талантов, необходимых для индустрий будущего, мы будем находиться сразу на нескольких типах рельс: в нашей экономике несколько типов укладов будут существовать одновременно. Есть эффективные компании, все еще работающие в 3, 4, 5 укладе, но это не значит что их нужно уничтожить или не нужно учитывать их интересы. Если они сильны и востребованы, то будут жить, и им будут нужны соответствующие компетенции. Но нельзя и сосредотачиваться только на таких компетенциях. Как отметила Любава Шепелева, директор по персоналу ПАО «ОАК», для их компании, безусловно, важны традиционные компетенции, но в то же время очевидна необходимость уже сейчас заниматься вопросами цифровой трансформации, идти одновременно по двум путям несмотря на то, что они могут противоречить друг другу. Как это сделать, как создать единую систему образования, в которую интегрированы все сценарии развития и в которой человек имеет возможность делать осознанный выбор — в этом заключается главный вызов для российской экономики.
14 апреля в рамках Форума МАКО состоялись финальные мероприятия IV Всероссийского конкурса лучших практик работодателей по развитию человеческого капитала «Создавая будущее» — церемония награждения победителей и интерактивная сессия «Карта лучших практик».
Отдельно хотим отметить, что 14 апреля впервые в истории ММСО состоялась секция «Предпринимательское образование». Своим опытом в сфере образовательных программ для предпринимателей поделились ведущие эксперты рынка. В ходе секции слушатели узнали о главных трендах в этой сфере: начиная от преподавания «введения в предпринимательство» в школах до механизмов деятельности крупнейших акселераторов страны.
Инициаторами проведения секции «Предпринимательское образование» в рамках Форума МАКО на ММСО выступили Институт управления РЭУ им. Г.В. Плеханова «Капитаны России», некоммерческая организация «Рыбаков Фонд», Российская венчурная компания и GVA LaunchGurus. Спикерами мероприятия выступили директор по развитию бизнес акселератора РЭУ им. Г.В. Плеханова «Капитаны» Юрий Слинкин, преподаватель-ментор в РЭУ им Г.В. Плеханова в программе по подготовке предпринимателей и управленцев «Капитаны России» Вячеслав Московский, руководитель проекта «Курс Молодого Предпринимателя» Николай Мрочковский, директор Института управления и социально-экономического проектирования РЭУ им. Г.В. Надежда Сурова, руководитель программы «Национально-предпринимательская сеть» Дмитрий Томчук, эксперт в области развития бизнеса и предпринимательства, методолог образовательных продуктов Никита Рождественский, генеральный директор компании NUMA Invest Тимофей Головин, генеральный директор и партнер GVA Замир Шухов, директор центра предпринимательства и инноваций Сколковского института науки и технологий Илья Дубинский, руководитель программы «Преактум» Олег Мансуров, директор департамента экосистемных проектов ФРИИ Маргарита Зобнина, заместитель генерального директора Российской венчурной компании (РВК) Гульнара Биккулова и другие.
Кроме дискуссий по основной теме, в рамках Форума и на площадке ММСО состоялись несколько важных встреч. Были проведены заседание Наблюдательного совета Международного форума «Форсаж-2017» (http://www.forsage.org/), который будет посвящен формированию будущего 2035, и заседания Рабочей группы по талантам при Совете по развитию социального партнерства в сфере образования, молодежной политики и защиты детства (Председатель Совета О.Ю. Васильева, Председатель Рабочей группы по талантам В.Ш. Каганов). В ходе работы Группы были выделены 5 компаний, которые войдут в Консультативный совет Федеральных партнеров Минобрнауки России (каждая по одному из ключевых направлений): Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом», ПАО «РусГидро», ПАО «ФСК ЕЭС», АО «СО ЕЭС» и ПАО «ОАК».
В рамках Заседания Члены Наблюдательного Совета Форума «Форсаж-2017» обсудили основную концепцию Форума – исследование технологий работы с будущим (предиктивных технологий) для проектирования будущего людей и организаций (организованностей).
Участники Заседания также отметили, что «Форсаж-2017» станет максимально интеграционным и кросс-корпоративным, в том числе в связи с подготовкой к XIX Всемирному фестивалю молодежи и студентов, где молодые специалисты компаний представят свое видение будущего руководству страны и иностранным гостям от лица всего корпоративного сектора «Индустрии 2035».
Вениамин Каганов поблагодарил всех участников за участие и пожелал продолжать развитие своих сотрудников для взращивания новой инженерной элиты страны.