асcоциация граждан и организаций
по содействию развитию
корпоративного образования
До IV Международного форума МАКО в рамках ММСО-2016 остается менее месяца, и наши спикеры и эксперты готовы изложить свое мнение по двум актуальным вопросам:
• Какие процессы, происходящие в данный момент в глобальной и российской экономике вы считаете определяющими для системы образования?
• Какие ответы на вызовы времени могут быть у современной системы образования в России?
Светлана Петровна Чеклецова, директор по управлению персоналом ОАО «СО ЕЭС», эксперт в области работы с кадровым резервом, профессиональной и предпрофессиональной подготовки молодежи, корпоративного управления и организационного развития, куратор деятельности Благотворительного фонда «Надежная смена» – единственного в России фонда, нацеленного на развитие системы непрерывной подготовки технически одаренной молодежи для работы на предприятиях энергетики.
Нарастающее санкционное давление и снижение цен на энергоносители негативно влияет на российскую экономику в целом и опосредованно сказывается на системе образования. Система образования в этом контексте уравнена с разными областями экономики и ориентируется в своем стратегическом развитии на экономические факторы: экономическую и финансовую эффективность, сбалансированность и оптимизацию бюджета.
Указанные факторы определяют рост стоимости платного образования, снижение численности профессорско-преподавательского состава, в том числе за счет преподавателей – совместителей, снижение количества научных сотрудников в научно-исследовательских университетах, увеличение нагрузки на штатных преподавателей и изменение учебных продуктов.
Перечисленные тенденции ослабляют связь науки, реальной экономики и вузов и в среднесрочной и долгосрочной перспективах скажутся на качестве образования.
Высшее образование становится для общества инвестиционным проектом: студенты становятся всё больше заинтересованы в специальностях с высоким потенциалом трудоустройства, именно на это делают упор вузы при развитии имеющихся учебных продуктов и формировании новых.
Вместе с тем отмечается активность вузов в направлении научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок (НИОКР) и привлечении средств на НИОКР и появление новых фондов целевого капитала вузов.
Сохраняется высокая, в том числе по сравнению с экономическими вузами, востребованность работодателями выпускников технических вузов.
На вызовы система профессионального образования должна ответить и отвечает повышением интенсивности и качества сотрудничества: объединением ресурсов образования, отраслей экономики, государства и координацией согласованных действий для достижения общих целей.
Расширение сотрудничества вузов с бизнес-средой приводит к совершенствованию образовательных продуктов и созданию новых в соответствии с потребностями работодателей — «заказчиков» выпускников. В качестве примера можно привести опыт разработки силами специалистов компаний — работодателей учебно-методических комплексов дисциплин (УМКД) и включение их в учебные планы вузов, что позволяет повысить уровень подготовки специалистов и сократить время первичной подготовки молодого специалиста на рабочем месте. Вузы, со своей стороны, заинтересованы в таких разработках, поскольку это способствует не только улучшению качества и состава учебно-методического комплекса вузов и отдельных кафедр, но и повышению уровня компетенций преподавателей.
Другой тенденцией и показателем интеграции экономики и образования должно стать скоординированная реализация образовательных программ, повышение квалификации и контроль уровня подготовки преподавателей в ключевых для работодателей вузах. Этой цели может служить создание по инициативе предприятий — работодателей Межвузовских методических советов (ММС) в профильных вузах. ММС позволят вооружить преподавателей актуальными знаниями в конкретных сферах промышленности, поддерживать в актуальном состоянии общий фонд специальных дисциплин, организовать повышение квалификации преподавателей на основе унифицированных учебно-методических комплексов специальных дисциплин. ММС должны предусматривать участие как молодых преподавателей, так и руководства вузов, а также специалистов технологического блока предприятий — работодателей.
Вузы должны прилагать самые активные усилия в направлении международной интеграции. Это разработка на системной основе программ академической мобильности по заказу работодателей — партнеров вуза с целью изучения и освоения зарубежного профессионального опыта; активизация студенческих практик в международных компаниях; привлечение иностранных студентов и активизация публикационной деятельности по международным стандартам.
Наконец, важно участие вузов в крупных образовательных проектах работодателей — партнеров, особенно нацеленных на привлечение молодежи со школьной скамьи (вида «Школа — вуз/техникум — предприятие»); системное привлечение компаний в студенческие профессиональные конкурсы и соревнования и другие профориентационные и образовательные проекты: разработка заданий по материалам и конкретным рабочим проблемам компаний, участие представителей технологических блоков в качестве экспертов, оценивающих успехи студентов и т.п.
Активную позицию вузы должны занимать в содействии студентам в участии в проектах работодателей; кооперация с рекрутинговыми агентствами, включая международные.