асcоциация граждан и организаций
по содействию развитию
корпоративного образования
С участниками инфопотока Форума «ФОРСАЖ-2018» встретилась Юлия Грязнова, исполнительный директор Российской ассоциации по связям с общественностью (РАСО). Речь шла о сторителлинге – умении рассказывать истории. Для специалистов в области PR это ключевая компетенция, уверена эксперт, поскольку в ситуации переизбытка информации именно качество рассказывания обеспечивает внимание читателя, зрителя, слушателя.
Юлия Грязнова напомнила, что существует 4 основных способа изложения (дискурса): факты(информационный стиль, текст отвечает на вопросы: кто? что? где? когда?), аналитика(анализ ситуации, поиск причин и следствий с использованием цифр, схем, диаграмм и пр), позиция (это демонстративное действие, когда сам по себе текст становится событием) и история (повествование с сюжетом, героями и т.д.). В чистом виде тексты редко принадлежат одному из этих типов, но авторы текстов должны чётко понимать различия, чтобы эффективно использовать эти инструменты.
«Залог успеха коммуникации — осознание цели, зачем вы вступаете в коммуникацию, — уверена Юлия Грязнова. — Причиной многих неудач оказывается потеря цели, когда человека увлекает сам процесс письма, и текст начинает диктовать свои правила. Нужно помнить, чего мы хотим добиться и подбирать соответствующие языковые средства».
В качестве примеров удачного и неудачного сторителлинга эксперт рассказала о небольших музеях. Например, в Таллинне есть музей истории рыболовства, он расположен в башне «Толстая Маргарита». Казалось бы, такое удачное место, интересное пространство, а экспозиция скучная: схемы и макеты кораблей, которые не цепляют. А вот на острове Флореш обратная ситуация: в здании бывшей китобойной фабрики музей китобойного промысла, но внутри не схемы строения кита и не объяснение, чем полезен кит. В центре внимания – поединок огромного животного и крошечного человека на утлом судне, поэтому во дворе музея находится макет кита в натуральную величину, и каждый посетитель может на себе ощутить сложность и опасность этой работы.
Таким образом, история как дискурс – это воздействие на чувства и эмоции, чтобы у человека появилось желание продолжить, прокомментировать, пересказать текст и т.п. Элементы этого дискурса можно и нужно использовать и в пресс-релизах, и в заметках на сайтах даже самых серьёзных компаний.
И в конце встречи эксперт посоветовала участникам инфопотока две книги о сторителлинге: «История на миллион долларов» Роберта Макки и «Кино между адом и раем» Александра Митты.