асcоциация граждан и организаций
по содействию развитию
корпоративного образования
Ольга выступила с докладом на тему «Вызовы образования в эпоху цифровой трансформации общества: развитие «цифровой одарённости» 18 сентября 2018 г. в рамках второго дня Ассамблеи, посвященного экономическому и социальному развитию в эпоху цифрового общества.
Президент МАКО отметила, что цифровая экономика – это не отдельная отрасль, это, по сути, новый уклад жизни, новая основа для развития системы государственного управления, экономики, бизнеса, социальной сферы и общества в целом. Как следствие, конкурентоспособность любой организации и страны в глобальной цифровой экономике определяется качеством ее человеческого капитала, ее способностью собирать, обрабатывать и эффективно использовать цифровую информацию. Для развития цифровой экономики нужно воспитывать новые кадры, обладающие новой психологией и новой этикой, что даст им новую энергию, необходимую для цифрового общества. При этом не следует забывать, что полноценное образование и общая культура человека не ограничиваются суммой технических знаний и навыков, ввиду чего перекос в сторону точных и технических дисциплин может не только пойти в ущерб гуманитарному знанию, но снизить в целом качество человеческого капитала страны. В этом контексте появился новый термин «цифровой талант», определяющий комплексный профиль компетенций человека, нужного для цифровой экономики, обладающего определенными «цифровыми компетенциями», причем «мягкие» цифровые компетенции становятся не менее, а даже более важными, чем «жесткие» (профессиональные) цифровые компетенции. Из «мягких» компетенций самыми важными становятся способность и интерес к постоянному обучению и развитию, клиентоориентированность, способность сотрудничать, способность принимать решения на основе анализа больших данных, многофукнциональность и многозадачность, способность работать в ситуации полной неопределенности, предпринимательская позиция, умение управлять изменениями. Из «жестких» компетенций — кибербезопасность, облачные технологии, аналитика, веб-дизайн, разработка и дизайн мобильных приложений, анализ данных, работа с большими массивами данных, управление инновационными разработками, дизайн пользовательских интерфейсов.
Ольга Голышенкова обратила внимание аудитории на то, что с угрозами технологической безработицы и высвобождением огромного количества рабочей силы, что является одним из серьезных рисков цифровизации, есть также риск молодежной безработицы, так как традиционная система образования пока не успела перестроиться и адаптироваться под новые социально-экономические реалии, поэтому продолжает готовить людей для индустриальной эпохи, работы на производствах XX века, не обращая внимания на развитие «цифровых талантов». Школы, колледжи и вузы пытаются искать новые формы, но пока это единичные случаи экспериментального характера.
В целом, по мнению Ольги, единственный плодотворный способ выживания людей и организаций в наступающую эпоху — признать императив постоянной осознанной работы над собой, самообучение, саморазвитие, овладение новыми компетенциями в течение всей жизни. Постоянная готовность к изменениям и способность к обучению требует не только осознанности и способности к саморегуляции и самоуправлению, но поддержанию себя в ресурсном состоянии – и это то, что крайне необходимо и чему не учат в школах. Еще одна важнейшая компетенция – способность занимать предпринимательскую позицию, грамотно оценивать ситуацию и использовать все имеющиеся данные, заниматься «авторскую», творческую позицию, преобразовывать среду в соответствии с поставленными целями и сама способность к целеполаганию. Ключевым в цифровой экономике является обмен знаниями, технологиями, позволяющими это сделать, и люди, способные участвовать в этом обмене и управлять им. Поэтому технологии мышления, профессиональное управление знаниями и технологиями – также важнейшая область развития в системе образования.
Именно в этом русле – созидая фитнес интеллектуального, эмоционального и физического ресурса людей и организаций – МАКО планирует двигаться при разработке и проведении проектов (включая серию мероприятий проекта «Школа технологического лидера (ШТЛ)» и Международный форум молодых энергетиков и промышленников «Форсаж»).
Перед мировым сообществом, по мнению Ольги, стоят, таким образом, задачи и эффективной кооперации и обмена лучшими практиками работы с социальными рисками цифровой трансформации, и совместная разработка подходов к созданию благоприятных условий для адаптации высвобождающейся рабочей силы, и создание новых моделей и форматов обучения людей разного возраста с активной интеграцией цифровых технологий, и работа с системой образования, и формирование особых обучающих пространств в виртуальной среде, доступных для людей по всему миру, решающих проблемы цифрового и квалификационного неравенства, так как доступ к знаниям из любой точки мира и способность реализовать себя для любого жителя нашей планеты является важнейшим правом и свободой нашего времени.