асcоциация граждан и организаций
по содействию развитию
корпоративного образования
На конференции по неравенству эксперты обсудили доступность образования в России.
В Общественной палате РФ состоялась тематическая сессия «Образование для каждого: как обеспечить равную доступность современного образования?». Встреча прошла рамках международной конференции «От неравенства к справедливости: мировой опыт и решения для России».
Модератор сессии член Комиссии ОП РФ по развитию экономики, предпринимательства, сферы услуг и потребительского рынка, президент Ассоциации граждан и организаций по содействию развитию корпоративного образования «МАКО» Ольга Голышенкова подчеркнула важность поднятой проблематики и предложила обсудить возможности обеспечения равенства в образовании для всех слоев населения независимо от возраста и географической удаленности от центра.
«Необходимо рассматривать вопрос доступности образования не просто школьного и вузовского, а в контексте всей жизни. Доступ к возможностям приобретения новых навыков или повышения квалификации важен не только детям и подросткам, но и взрослым, состоявшимся людям. Вызовы времени, развитие технологий, появление новых профессий требуют от человека переформатирования, самообразования, получения новых знаний, о которых ранее он не подозревал. Поэтому предлагаю обратить внимание на образование людей старшего поколения, особенно с учетом пенсионной реформы, и вовлечение взрослых людей во многие процессы жизни», — сказала Голышенкова.
О равенстве возможностей в образовании и обеспечении государством гарантированного современного обучения рассказала Елена Низиенко, первый вице-президент холдинга «Просвещение».
«По нашему мнению, тренды образования можно описать четырьмя буквами С, — считает Низиенко. — Первая С — это стратегия. Стратегическое планирование должно отвечать вызовам времени, ведь дети, которые в этом году пошли в первый класс, будут выпускниками в 2030 году, и их навыки и знания должны быть востребованы не сегодня, а в будущем. Необходимо формировать глобальную стратегию системы образования как целостного социального института».
Следующая С, по словам спикера, — это саморегулирование системы образования.
«Должна быть фиксация результатов на всем протяжении образовательного процесса, чтобы корректировать и повышать компетентность, выстраивать траектории без использования фатальных механизмов, таких как ЕГЭ, когда не сдал экзамен — не поступил в вуз — жизнь не сложилась. Нужны инструменты, где у детей будет возможность пробовать себя в разных профессиях без каких-либо серьезных последствий», — пояснила она.
Третья С — селективность. По словам Низиенко, во многих странах накоплен значительный багаж технологий, методологий и форм преподавания. Эти новые формы нуждаются в оценке и глубоком анализе, поскольку необходимо избирательно подходить к процессу образования, подбирая инструменты с учетом личностных особенностей обучающихся.
Последняя С — это самобытность, считает эксперт: «При всемирной глобализации важно сохранять уникальность, своеобразие, непохожесть каждого народа, каждого ребенка. Необходимо двигаться с учетом сохранения свойств, созданных индивидуальностью и творчеством каждого человека».
Заместитель генерального директора по работе с персоналом ПАО «Компания „Сухой“» Алексей Акимов рассказал, какие именно шаги предпринимает компания, чтобы помочь детям и их родителям в выборе профессии. Основная задача при этом состоит в гармонизации интересов корпорации с индивидуальными стремлениями людей, чтобы в дальнейшем последние могли стать ее сотрудниками.
«Мы строим свою работу циклично, — рассказал Акимов. — Первый этап — это будущий сотрудник. Нами проводятся встречи, где рассказывается о том, какие компетенции требуются на предприятии. Организуются программы по профориентации, созданы инженерные классы и инженерные школы, проводятся летняя практика и олимпиады по авиастроительной отрасли. Налаживается гармонизация программ в вузах, практикуется трудоустройство в конструкторское бюро студентов первого курса, чтобы интегрировать молодых людей в коллектив, помочь овладеть практическими навыками работы».
Вторая ступень, по словам спикера, — это молодые кадры, которые уже пришли в компанию и начинают строить карьеру. Для них действуют программы корпоративного университета, где им помогают выбрать стратегию работы — инженерно-техническую или управленческую.
Третий блок — программы наставничества и преемственности поколения, когда опытные сотрудники взаимодействуют с молодыми коллегами, помогая им в работе.
Продолжая дискуссию, Ольга Голышенкова указала на неравенство возможностей доступа к программам образования для жителей разных регионов. По ее мнению, географическая мобильность становится источником снижения неравенства, однако по-прежнему остается большой процент людей, которым корпоративное обучение недоступно. Цифровое технологии частично решают эту задачу, обеспечивая возможность удаленного обучения, но живое общение, считает она, все же невозможно ничем не заменить.
Джон М. Уайтли, профессор социальной экологии Университета Калифорнии (Ирвайн, США), представил международный опыт и рассказал, что выпускники университетов Калифорнии, в частности Калифорнийского технологического института, востребованы во всем мире. При этом для реализации своего потенциала молодым людям необходимо быть мобильными, готовыми к переменам и различным условиям работы. В процессе обучения вектор направлен на индивидуальные особенности каждого студента. По окончании учебы выпускники устраиваются на работу в различных штатах страны.
Глава Гражданского альянса Казахстана Асылбек Кожахметов отметил необходимость повышения уровня современного образования на селе.
«В сельской местности Казахстана, как, наверное, и в России, образование представлено хуже, чем в городской. Не везде есть высшие и средние специальные учебные заведения, имеются малокомплектные школы, при этом количество талантов в деревнях не меньше, чем в городе. Государство должно помогать молодым ребятам, которые родились в небольших населенных пунктах, получать качественное образование. Важно развивать человеческий капитал внутри страны, и не способствовать оттоку населения, в частности из Казахстана в Россию», — заявил спикер.
Он также предложил провести совместный с Россией образовательный форум и развивать сотрудничество в этом направлении на международном уровне.