асcоциация граждан и организаций
по содействию развитию
корпоративного образования
Заявили на нулевом чтении в ОП РФ.
В Общественной палате РФ 19 октября состоялось нулевое чтение проекта Федерального закона № 1027748-7 «О внесении изменений в Федеральный закон “О прожиточном минимуме в Российской Федерации” и статью 1 Федерального закона “О минимальном размере оплаты труда”». Мероприятие прошло в формате вебинара.
Правительство внесло на рассмотрение Государственной думы РФ законопроект об изменении методики расчета минимального размера оплаты труда (МРОТ) и прожиточного минимума (ПМ). Авторы законопроекта предложили при этих расчетах не отталкиваться от стоимости потребительской корзины: МРОТ составит 42 процента от медианной заработной платы, а ПМ будет определяться как часть (44,2 процента) среднедушевого дохода. В пояснительной записке говорится, что МРОТ не должен быть ниже ПМ трудоспособного населения. В 2021 году он составит 12 792 рубля и затронет 3,9 миллиона человек, а размер ПМ — 11 653 рубля.
«Очень важно посмотреть на данный законопроект глазами граждан, общественных объединений и учесть их мнение при принятии инициативы. Надеемся, что Минтруд России, другие заинтересованные органы власти, законодатели с особым вниманием отнесутся к нашим рекомендациям», — обратилась к участникам нулевого чтения Наталья Починок, председатель Комиссии Общественной палаты РФ по социальной политике, трудовым отношениям и поддержке ветеранов.
Актуальность проблемы подтверждает внимание к ней общественности — участие в мероприятии принимает более 60 региональных представителей, кроме того, регионы представили 22 экспертных мнения относительно положений законопроекта, которые будут направлены законодателю, подчеркнул председатель Комиссии Общественной палаты РФ по демографии, защите семьи, детей и традиционных семейных ценностей Сергей Рыбальченко.
Действующая модель расчета не исключает риска сокращения величины прожиточного минимума — это, например, может произойти из-за сезонного снижения цен на продукты питания, отметила Ольга Баталина, заместитель министра труда и социальной защиты РФ. С учетом рекомендаций по здоровому питанию Всемирной организации здравоохранения было рассчитано процентное соотношение между среднедушевым ПМ трудоспособного населения, пенсионеров и детей — оно составит 109, 86 и 97 процентов соответственно, пояснила она.
Также Ольга Баталина обратила внимание на то, что на региональном уровне предлагается устанавливать ПМ в соотношении с федеральным ПМ, при этом коэффициент региональной дифференциации будет разработан с учетом специфики развития регионов, в том числе территориально-климатических особенностей, уровня жизни и т. д.
Среди очевидных преимуществ предлагаемого подхода Ольга Баталина назвала снижение дифференциации доходов населения за счет более существенного роста доходов малоимущих граждан; установление зависимости роста дохода малообеспеченных граждан от того, как развивается экономическая ситуация в стране; обеспечение опережающего роста МРОТ; соблюдение конституционной гарантии того, что МРОТ всегда выше величины ПМ трудоспособного населения; устранение занижения ПМ пенсионера; снижение дифференциации региональных ПМ; исключаются риски снижения величины ПМ.
Озабоченность секретаря Федерации независимых профсоюзов России, руководителя департамента социально-трудовых отношений и социального партнерства аппарата ФНПР Олега Соколова вызывает отсутствие официальных данных Росстата по методике расчета медианной заработной платы: «Для нас важно наряду с законопроектом видеть и знать, какова будет методика расчета медианной заработной платы».
Он также напомнил, что российская трехсторонняя комиссия (РТК) по регулированию социально-трудовых отношений, куда входят и представители профсоюзов, поддержала законопроект, среди основных его плюсов — рост МРОТ опережающими темпами по отношению к ПМ: «Это то, чего добивались профсоюзы. Прожиточный минимум — это показатель для выплаты социальных пособий, а МРОТ, безусловно, должен быть выше, иначе сама сущность и социальная значимость этих показателей утрачивается».
Рекомендации Общественного совета при Министерстве труда и социальной защиты РФ, поддержавшего концептуальный подход новой модели расчета, озвучила Елена Тополева-Солдунова, его председатель, председатель Комиссии Общественной палаты РФ по развитию некоммерческого сектора и поддержке социально ориентированных НКО.
«Методика расчета регионального коэффициента МРОТ и прожиточного минимума очень важна, но пока мы ее пока не видим. Это важный инструмент: жизнь многих людей, величина получаемых ими пособий будет рассчитываться, исходя из этих региональных коэффициентов, поэтому мы просим, чтобы не только трехсторонняя комиссия, но и наш общественный совет как орган общественного контроля и региональные общественные советы привлекли к обсуждения этих региональных коэффициентов. Также мы просим, чтобы общественный совет принимал участие в обсуждении методик медианных расчетов», — обратилась она к разработчикам законопроекта.
Не менее важно, считает Елена Тополева-Солдунова, понять, на чем основаны расчеты процентного соотношения между среднедушевым ПМ трудоспособного населения, пенсионеров и детей. Общественница убеждена, что такие важные документы до того, как превратиться в законопроект, должны проходить широкое общественное обсуждение: не только методики, но и сами подходы надо обсуждать заранее. Кроме того, она предлагает организовать широкую информационную кампанию с привлечением региональных общественных палат и региональных общественных советов для разъяснения нового подхода гражданам.
«Люди должны быть уверены, что их положение не ухудшится, а станет лучше. И это надо грамотно и доходчиво объяснять», — настаивает Тополева-Солдунова.
Диана Гурцкая, председатель Комиссии Общественной палаты РФ по доступной среде и развитию инклюзивных практик, напомнила, что более 90 процентов граждан РФ поддержали инициативу Президента о том, что МРОТ не может быть ниже ПМ.
«Мы тоже должны поддержать законопроект в этой части. Но обсуждаемый законопроект идет значительно дальше: он меняет подход к расчету прожиточного минимума. Поэтому важно услышать мнение экспертов, чтобы понять, насколько проработана такая инициатива», — рекомендует она.
Свои коррективы ко второму чтению законопроекта внес председатель Комиссии Общественной палаты РФ по экспертизе общественно значимых законопроектов и иных правовых инициатив Константин Корсик. Так, он указал на недопустимость отстранения трехсторонней комиссии от участия в разработке состава потребительской корзины и установления величины ПМ (предлагаемый законопроект такое участие не предусматривает): «Это важный механизм согласования интересов государства и граждан; исключение его на федеральном уровне приведет к расхождению позиций по указанному вопросу и снижению доверия граждан к действиям государства. Согласно Конституции, правительство должно обеспечить доступ гражданского общества к выработке и проведению государственной политики».
Кроме того, Константин Корсик обратил внимание на то, что ни действующее законодательство, ни предлагаемый законопроект не содержат определения понятия «медианная заработная плата».
По мнению Ольги Голышенковой, заместителя председателя Комиссии Общественной палаты РФ по развитию экономики и корпоративной социальной ответственности, на фоне дефицитного бюджета и возрастающей безработицы переход на такое дорогостоящее решение, которое предлагает законопроект, несвоевременен.
«Нагрузка упадет прежде всего на работодателей — как на крупный, так и на малый и средний бизнес. Есть риск, что предприниматели снова уйдут в теневой сектор. Поэтому у нас есть большие опасения в связи с внедрением данного законопроекта здесь и сейчас. Нужна более глубокая методологическая проработка. Нужно предусмотреть возможные вопросы со стороны международных коллег. Очень критична может быть реакция со стороны предпринимательского сообщества и работодателей», — предостерегает она.
Ольга Голышенкова предложила компромиссное решение: на данном этапе выбрать для внедрения новой методики расчета МРОТ и ПМ несколько пилотных регионов с хорошими экономическими показателями.
Модератор мероприятия Сергей Рыбальченко согласился, что вносимый законопроект затрагивает интересы большого количества граждан, поэтому представляемые изменения должны быть четко артикулируемы: «Переход от нынешнего расчета на новую модель обойдется бюджету в 128 миллиардов рублей в 2021 году и в 439 миллиардов рублей в 2025-м. Почему этот инструмент такой дорогой? Может, в период экономической нестабильности направить эти деньги на другие цели?» — задается вопросом член ОП РФ.
Коллег поддержал первый заместитель председателя Комиссии Общественной палаты РФ по социальной политике, трудовым отношениям и поддержке ветеранов Николай Никифоров: «Готовы ли мы пересмотреть и ориентировать МРОТ, учитывая медианную заработную плату? Думаю, что не готовы. Мне кажется, надо сначала утвердить методику, апробировать применение подобного расчета и только потом рассматривать изменение МРОТ».
Подводя итоги мероприятия, Наталья Починок отметила, что, хотя новая методика требует дальнейшего обсуждения, важно другое — конституционные новеллы не допускают установления МРОТ ниже, чем в предыдущем году, и предполагают индексацию социальных пособий, опирающихся на показатель прожиточного минимума: «Это уверенность наших граждан, что будет только выше, лучше, надежнее».
Источник – https://www.oprf.ru/press/news/2617/newsitem/55357