асcоциация граждан и организаций
по содействию развитию
корпоративного образования
25 августа на форуме Общественной палаты Российской Федерации «Сообщество» в Казани прошла дискуссия «Онлайн-образование: доступность vs снижение качества», которая организована в рамках председательствования ОПРФ в МАЭСССИ. Участие в дискуссии приняли представители общественных палат Самарской и Калужской областей, ДНР, Республики Татарстан, органов управления образованием, образовательных организаций и бизнеса, а также представители стран-участниц МАЭСССИ.
Модератором дискуссии стала заместитель руководителя комиссии по развитию экономики и корпоративной социальной ответственности Общественной палаты РФ, президент Ассоциации корпоративного образования «МАКО» Ольга Голышенкова. Открывая дискуссию она отметила противоречивость онлайн образования и сложность отношения к нему со стороны участников образовательного процесса: «С одной стороны, мы все убеждены, что онлайн образование – необходимость нашего времени. Это подтвердил опыт локдауна, когда онлайн образование стало единственно возможным форматом, вовлекшим в этот процесс миллионы участников и доказавшим свою жизнеспособность и право на существование. С другой стороны, многие учителя, дети, родители с приходом онлайн образования в нашу жизни потеряли ту магию общения, непосредственного, живого контакта, который дает классический образовательный формат. Кроме того, много претензий к низкому качеству онлайн образования. Однако уже сейчас каждый шестой участник образовательного процесса получает образование целиком и полностью в онлайн формате. Поэтому важно обсудить все за и против этого формата и сформулировать выводы, которые помогут совершенствованию этого процесса и пониманию тех сфер, где без него не обойтись»
Оксана Гудис, управляющий директор-руководитель HR-блока АкБарс Банк, рассказала об эффективности онлайн образования для разветвленных бизнес-структур, когда нужно дотянуться до каждого сотрудника в разных поселках, городах, регионах. Это подтверждают и цифры компании, только за первое полугодие этого года с работниками было проведено 2390 онлайн мероприятий. Действительно, онлайн образование — прекрасная возможность для проведения консультаций, вебинаров, обучения по конкретным продуктам для взрослого мотивированного человека. Среди плюсов онлайн образования спикер назвала сокращение расходов на корпоративное образование и цифровой след, который помогает отследить динамику развития сотрудника.
Начальник отдела общего образования и итоговой аттестации обучающихся Министерства образования и науки Республики Татарстан Татьяна Иванова отметила, что онлайн образование дало возможность не потерять детей в период пандемии. И в то же время этот опыт продемонстрировал, что онлайн образование подходит только высокомотивированным детям, чьи родители глубоко погружены в образовательный процесс. Для большинства детей оптимальной системой обучения остается классно-урочная система. Оксана Милованова, председатель ОП Калужской области отметила, что онлайн образование может помочь детям с ОВЗ, обучающимся на дистанте, принять участие в работе класса.
Александр Кофман, председатель Общественной палаты Донецкой народной республики отметил, что онлайн образование сейчас может выручить местных студентов и школьников. Однако он отметил, что полностью переход школьников на онлайн формат полностью лишит их возможности социализации.
Член Общественной палаты Самарской области Дмитрий Камынин отметил, что онлайн — прекрасный инструмент получения фактологических знаний. Однако этот тезис сразу же ставит вопрос о верификации знаний и фактчекинге курсов и материалов, которые предлагает интернет. Онлайн образование привлекает своей доступностью «К сожалению, доступность образования не равна его качеству», — отметил Камынин.
Мишелен Гбеха, член Экономического и социального совета Бенина, рассказала об опыте перехода своих студентов на онлайн обучение в период пандемии. Такой формат оказался доступен только студентам – жителям столицы, обеспеченным и качественным интернетом, и необходимыми гаджетами. Остальные студенты оказались практически выключены из образовательного процесса, что привело к решению вернуться к очному формату обучения.
Свой голос в защиту онлайн образования отдал Илья Корчагин, руководитель проектов Центра образовательных проектов Исследовательского центра в сфере искусственного интеллекта Университета Иннополис. Его опыт подготовки специалиcтов в сфере IT профиля говорит о том, что освоение IT компетенций невозможно без онлайн формата: слишком быстро появляются в этой сфере новые специальности и слишком уникальны такие профессионалы. Пригласить их провести очный курс практически нереально для большинства вузов – график таких профессионалов плотно сформирован. Поэтому онлайн курсы от них являются прекрасным решением проблемы.
Римма Гильмеева, член ОП Республики Татарстан, ведущий научный сотрудник Института педагогики, психологии и социальных проблем отметила низкий уровень навыков педагогов для ведения уроков в онлайн. Это связано с самой системой педагогического образования: методические приемы, специфика удержания внимания в онлайн и офлайн слишком различны и требуют разных инструментов.
Екатерина Шугаева, ведущая программы «Мы и наука. Наука и мы» телекомпании НТВ напомнила о воспитательной функции образования, которая теряется при онлайн формате. Она отметила, что онлайн формат хорош как метод предоставления информации и метод контроля, но вести речь о замене классического образования онлайн форматом невозможно.
В результате обсуждения участники согласились с тем, что онлайн образование – это прежде всего формат для взрослых мотивированных людей, которые помогает сэкономить время, силы, средства. Никто из участников диалога не видит в онлайн образовании панацеи. В классическом школьном образовании допустимо использовать некоторые онлайн инструменты, однако замена традиционного школьного образования на онлайн образование недопустима.