асcоциация граждан и организаций
по содействию развитию
корпоративного образования
Каким научно-техническим потенциалом обладают современные школьники? Как раскрыть этот потенциал? Что мешает привлечению талантливой молодежи в сферу исследований, разработок и технологического предпринимательства? Этот и другие вопросы обсудили участники круглого стола «Роль образовательных институтов в формировании поколений технологических лидеров РФ», который состоялся 3 февраля в Общественной палате Российской Федерации.
Встреча, собравшая десятки высококвалифицированных экспертов со всей страны, стала первой в череде дискуссионных событий в рамках проекта «Технологическое лидерство: идеи, практики, рецепты», инициированного Координационным советом ОП РФ по развитию сообществ молодых специалистов, ассоциацией «МАКО», Центром стратегических разработок и компанией «Норильский никель».
«Сегодня тема технологического лидерства звучит как никогда остро, – сказала председатель Координационного совета ОП РФ по развитию сообществ молодых специалистов, президент ассоциации «МАКО» Ольга Голышенкова. – Поэтому для нас так важно одновременно говорить о мировоззренческих основах, цивилизационном коде и наших амбициях и возможностях в технологическом лидерстве. Наша задача – объединить усилия и предложить решения, которые бы усилили взаимодействие крупных корпораций и государства. Цивилизационные константы, которые из века в век помогали нам консолидироваться, выживать, сохранять себя – это созидание, служение сверхзадачам, соборность и желание быть частью большего, первопроходчество и освоение нового – все это должно быть учтено при работе с формированием нового класса ученых, инженеров, технологических предпринимателей».
Программа круглого стола, посвященного всем ветвям образования – от дошкольного до корпоративного, была разбита на два блока: «Вовлечение новых поколений в технологическое развитие страны: федеральные проекты и программы» и «Корпоративные инициативы и возможности для подрастающего поколения технологических лидеров».
Осмыслить опыт советского кружкового движения
Начало первой части положила Наталья Кравченко, директор по стратегическому развитию Кружкового движения НТИ и председатель Комиссии ОП РФ по развитию дошкольного, школьного, среднего профессионального образования и просветительской деятельности. «Если в самое ближайшее время в сфере образования не будет принято стратегически важных решений, то говорить о технологическом лидерстве, суверенитете и превосходстве нам уже не придется», – констатировала она.
По словам Натальи Кравченко, современная система образования требует корректировки не только ради развития у детей инженерного мышления. Инженерами станут далеко не все, зато многие смогут комплексно подходить к решению самых разных задач и предлагать нетривиальные решения. Такой подход был характерен, в частности, для советской системы кружков Сергея Павловича Королева, представлявших собой сообщества, которые не только предлагали новые идеи, но и успешно их реализовывали.
«Из советского кружкового движения вышли многие выдающиеся инженеры и изобретатели, – продолжила директор по стратегическому развитию Кружкового движения НТИ. – Кружки представляли собой объединения людей, вдохновленных одной идеей, и химия, которая там происходила, много давала для развития человеческого – и особенно молодежного –потенциала. Возвращение этой культуры могло бы серьезно дополнить существующую систему образования».
По словам Натальи Кравченко, современная система образования крайне чувствительна и консервативна, потому именно развитие кружковой деятельности может сформировать предпосылки для формирования нового поколения созидателей – людей, которые способны не только потреблять и поддерживать уже существующие технологические решения, но и творить их.
Сформировать базовую технологическую грамотность
Профессия инженера сегодня не слишком популярна. Большинство студенческих взоров обращены в сторону информационных технологий. Так, в 2022 году из российских вузов выпустилось 275 тысяч инженеров, однако по специализации начали работать чуть больше половины. Рынок продолжает испытывать потребность в специалистах: сегодня количество вакансий на рынке труда превышает 380 тысяч.
«Мы понимаем, что заработная плата инженера и программиста отличаются, – соглашается Наталья Кравченко. – Это важный фактор, влияющий на выбор ребят. Молодежь хочет быстро развиваться, хорошо жить, не испытывать финансовых затруднений, путешествовать, снимать хорошее жилье и ни в чем себе не отказывать».
Тем не менее в Комиссии ОП РФ по развитию дошкольного, школьного, среднего профессионального образования и просветительской деятельности рассчитывают, что утвержденный Президентом РФ план мероприятий по реализации Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года поможет сформировать базовую технологическую грамотность у широкого круга населения и создать сообщества квалифицированных заказчиков технологических решений.
Дополнил выступление Натальи Кравченко заместитель директора центра Национальной технологической олимпиады НИУ ВШЭ Игорь Барсуков. Он сообщил, что в кружковой экосистеме НТИ сейчас существуют форматы для массового российского школьника, которые формируют базовую технологическую грамотность.
«Таким образом, мы формируем целое сообщество компетентных заказчиков технологических решений. И это крайне важно для того, чтобы в будущем ребята, которые сейчас только учатся, понимали основные принципы технологий и технологических цепочек. Пройдя эти курсы, будучи взрослыми, они без труда смогут проектировать свои бизнес-решения», – подчеркнул он.
Направить детскую энергию в нужное русло
Студент первого курса Московского политехнического университета Петр Птушкин, также принявший участие в дискуссии, рассказал собравшимся о том, как важно найти единомышленников на пути к реализации поставленных целей и задач. «Дети умеют и любят рисковать – и тем отличаются от взрослых, – сказал выпускник акселератора «Технолидеры будущего» Фонда социальных инвестиций и основатель платформы Procollab. – Эту энергию нужно направить в нужное русло – технологическое предпринимательство. Акселераторы, образовательные программы, курсы, технопарки – для школьников открыты все двери, но их головы забиты сдачей ОГЭ и ЕГЭ. Мы не боимся создавать идеи, но без конкретных изменений в образовательной сфере стать технологическим лидером и работать на благо своей страны будет сложно».
Сергей Голубев, генеральный директор Фонда социальных инвестиций, в свою очередь подчеркнул важную роль создания инфраструктуры технологического лидерства среди школьников как в регионах, так и в столице и установления новых подходов к образовательному процессу с учетом принципов устойчивого развития среди школьников.
Подвижник и популяризатор темы технологического лидерства Ирина Ле-Дейген, кандидат химических наук и доцент химического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, рассказала о том, как научное сообщество участвует в развитии научно-технического творчества школьников. Так, факультет выделяет три основных направления работы с будущими абитуриентами: это передача университетских знаний школам (приглашение детей в стены университета, выездные мероприятия и онлайн-формат), участие в проектных работах с подростками из подшефных школ и других регионов России и работа со школьными учителями. Летние школы химфака объединяют почти три тысячи педагогов в стране.
Три уровня целенаправленной подготовки к выбору профессий существуют и в фонде Олега Дерипаски «Вольное дело». О них рассказала научный руководитель образовательных проектов цифрового производства Елена Аксенова. «Инженерное мышление необходимо развивать с детства, начиная с первого класса, – отметила эксперт. – Три уровня основной технологической подготовки начинаются с пятого класса. Пятый – шестой, седьмой – восьмой, девятый – десятый – мы должны научить ребенка не только технологическим навыкам, но и навыкам работе в коллективе. Любая технологическая карьера должна вбирать в себя три составляющих – профессиональные компетенции, деловая карьера и идеи для бизнеса. Попытка родить идею увенчается успехом не у всех, но стандартизировать и сделать технологическое образование максимально доступным для всех детей просто необходимо. И только потом тех, кто выучился, стоит накачивать управленческими технологиями – такая воронка даст возможность подготовить новое поколение технологических лидеров».
Обеспечить технологический суверенитет
О практиках работы с молодыми специалистами с целью обеспечения технологического суверенитета РФ рассказал Игорь Жуковский, руководитель направления по реализации проекта «Центры компетенций» АНО «Россия – страна возможностей». «Проект “Центры компетенций” – это структурное подразделение на базе университета, созданное по единым стандартам, – рассказал Игорь Жуковский. – Для студентов это удобная среда подбора кадров работодателей и потенциал для повышения качества образования, для работодателя – точка осознанной коммуникации со студентом».
Еще один проект – «Передовые инженерные школы» – был представлен на круглом столе заместителем директора ИЯФИТ НИЯУ МИФИ профессором Георгием Тихомировым. В своем выступлении спикер отметил, что задача проекта «Передовые инженерные школы» заключается в подготовке инженерной элиты, инженерного спецназа, который будет обслуживать потребности высокотехнологичных и экспортно ориентированных отраслей российской экономики, будучи способным решать задачи по перезагрузке производства, созданию нового оборудования, разработке новых технологий и изделий.
Андрей Комиссаров из «Университета 2035» рассказал о сервисах профессионального самоопределения и развития команд на основе искусственного интеллекта и основных трендах развития технологий и инструментов. «Визуализация данных рынка и построение моделей компетенций в реальном времени происходит на сайте bmk-map.2035.university, информацию на котором могут черпать и образовательные организации, и студенты», – рассказал руководитель дирекции сервисов развития на основе данных АНО «Университет 2035».
Еще один рекомендательный сервис профнавигации можно найти на сайте my.2035.university. Существует алгоритм, чтобы узнать, какая профессиональная область подходит конкретному студенту, уточнить, какие компетенции необходимы в этой области, и получить доступ к бесплатным курсам лучших университетов мира по рекомендованному направлению.
«Чтобы хотелось, горелось и моглось»
О перспективности и привлекательности научной работы и инженерно-технического творчества в глазах молодежи собравшимся рассказала Алла Иванова, кандидат педагогических наук, доцент Уфимского университета науки и технологий и профессор Российской академии естествознания. Педагогическое исследование «Ценности и психологические особенности современной молодежи» Алла Иванова проводит с 2014 года. С тех пор сквозь ее руки прошло более 3500 респондентов – аспирантов, магистрантов, специалистов, бакалавров.
«Среди основных драйверов поступления в аспирантуру ответ “нравится учиться, придумывать что-то новое и проводить исследования и эксперименты” имеют только 32%, а “стать ученым, заниматься наукой, приносить пользу обществу, поступить в докторантуру” – только 10%, – констатировала Алла Иванова. – Стипендия в этом случае играет несущественную роль. Заинтересовать будущих технологических лидеров можно только с помощью совместной работы между преподавателями и студентами, создания и поддержки студенческих конструкторских бюро и промышленного туризма – экскурсий в индустриальные музеи и знакомства с флагманами производства».
Марьям Карпова, руководитель отдела реализации проектов в сфере информационных и цифровых технологий АНО «Россия – страна возможностей», представила гостям встречи возможности проектов в сфере информационных и цифровых технологий президентской платформы «Россия – страна возможностей» для молодых специалистов. В число таких проектов вошли «Цифровой прорыв. Сезон: искусственный интеллект», всероссийский конкурс «Начни игру» и «ТопБЛОГ».
«Я участвовал во многих форумах, но форум молодежных сообществ “Форсаж” стал единственным местом, где было не скучно, – поделился с собравшимися кандидат технических наук, директор центрального филиала ООО «Газпром Энерго» Владислав Острик. – Зачем нужны такие мероприятия? Чтобы у ребят горели глаза. Чтобы они знали, что творится в “соседней комнате”, и чтобы смогли выработать горизонтальные связи, которые пригодятся им в будущем».
Слова коллеги поддержала Ольга Голышенкова. «Если задуматься о парадигме технологического лидерства, то важно, чтобы хотелось, горелось и моглось, – и топливо это возникает только из человеческого общения», – сказала президент ассоциации «МАКО».
Что важнее – человек или команда? Правила или инновации? Инклюзивность или эксклюзивность? Массовость или индивидуальность? Инициаторы проекта «Технологическое лидерство: идеи, практики, рецепты» убеждены, что партнерство и интеграция – не просто демагогия, но жизненный навык, при котором необходимо внимательно выслушать собеседника и понять его позицию.
«Наше общество больно дезинтеграцией, атомизацией, разорванностью связей, недоверием, враждой и агрессией. И если мы хотим достичь технологического лидерства, то должны выслушать друг друга и выяснить, чем и кому мы можем быть полезны», – подытожила Ольга Голышенкова.
В обсуждении ключевых тем и взаимодействия с вузами также приняли участие Алена Гейдт, директор по персоналу АНО «Платформа НТИ»; Кристина Авраамова, руководитель проекта по взаимодействию с образовательными организациями департамента управления персоналом ПАО «Объединенная авиастроительная корпорация»; Александра Красиля, начальник департамента развития персонала АО «СО ЕЭС»; Дмитрий Зубцов, кандидат физико-математических наук, руководитель Академии технологий и данных «СберУниверситета»; Елена Ружицкая, директор Представительства ЧОУ ДПО «Корпоративный университет “Норильский никель”» в Москве; Алексей Герасимов, ведущий эксперт департамента развития персонала АО «СО ЕЭС»; Евгения Васильева, эксперт направления «Экономика и социальное развитие» фонда «Центр стратегических разработок», стратегического партнера проекта «Технологическое лидерство: идеи, практики, рецепты».