асcоциация граждан и организаций
по содействию развитию
корпоративного образования
С какими проблемами сталкиваются компании при приеме на работу молодых специалистов инженерного профиля? Нужны ли работодателям инженеры-созидатели? Ответы на эти и другие вопросы искали участники экспертной сессии «Уникальные технологические компетенции России: голос отраслей», которая прошла в Томском политехе 27 февраля в рамках конференции «Формирование мировоззрения для технологического лидерства России».
Конференция, главной темой которой стало обсуждение подходов к преподаванию нового образовательного курса «Основы российской государственности» для инженеров и его внедрение в учебную программу для технических специальностей в вузах, объединила ведущих экспертов Сибири. В Томске собрались проректора по воспитательной работе и образовательной деятельности вузов Сибирского федерального округа, преподаватели, а также представители технологических компаний – как наиболее заинтересованных в профессиональных кадрах.
Экспертную сессию с участием работодателей открыла идейный вдохновитель и главный модератор томской конференции, глава Координационного совета Общественной палаты РФ по развитию сообществ молодых специалистов и ассоциации «МАКО» Ольга Голышенкова.
«Существует большой разрыв между ожиданиями работодателей и возможностями выпускников, которые приходят на предприятие после технических вузов, – сказала Ольга Голышенкова. – Компаниям не хватает «сквозных» компетенций, которые необходимы для большинства сотрудников, где бы они ни работали».
Тема навыков молодых специалистов в процессе обсуждения стала едва ли не самой животрепещущей. Участники экспертной сессии с сожалением отметили не только неумение выпускников вузов коммуницировать, но и нежелание делать это. Также представители сибирских обозначили потребность в инженерах, которые могут работать в команде. По их словам, молодые специалисты, приходящие на предприятия, которые зачастую имеют только опыт работы «блогерами» и «самокатчиками», разобщены, страдают потребительским индивидуализмом и не умеют работать с другими.
«Нас интересуют не столько профессиональные навыки и знания справочного характера, которыми может обладать соискатель, сколько его желание работать, учиться, грамотно мыслить, а также улавливать контекст и адекватно реагировать на него – остальному мы научим», – сказал представитель HR-департамента томской компании «Газпром инвест».
Впрочем, с «научим» тоже могут возникнуть трудности – проблемы с наставниками, особенно пожилыми, испытывает большинство работодателей. По словам экспертов, сотрудники, которые много лет проработали на предприятиях, не изъявляют особого желания делиться знаниями, боясь потерять свою ценность для компании. «Нас в любой момент могут выкинуть», – аргументируют они свою позицию, памятуя опыт 1990-х годов.
С другой стороны, многие работодатели сами не испытывают потребности в инженерах-созидателях: горизонт планирования схлопнулся и спланировать свою жизнь даже на несколько лет вперед получается не у всех. Пассивное восприятие выражается в позиции «Это со мной никак не связано», нежелании мыслить стратегически и вовлекаться в актуальные задачи, продолжая существовать на тех условиях, которые предложены.
По мнению некоторых участников экспертной сессии, им просто нечего предложить элитным инженерам – им нужны прежде всего «здесь и сейчас» рабочие кадры. Потребность же в инженерах-созидателях сейчас испытывают, по наблюдениям экспертов, не более 10% производств.
Выход из сложившейся ситуации работодатели видят в долгосрочной работе с ценностными установками детей и молодежи – например, такие ценности, как «созидательный труд», «служение высшим идеалам», «взаимопомощь и взаимоподдержка» с детства должны формировать личность человека. Особый акцент эксперты сделали на образовательных мероприятиях, влияющих на мировоззрение юных умов.
Напомним, что конференция в Томске стала четвертой в серии событий проекта «Технологическое лидерство: идеи, практики, рецепты» и является частью федерального проекта «ДНК России» по направлению разработки УМК «Основы российской государственности» для инженерно-технических вузов. В центре внимания высокоэкспертных дискуссий, инициированных Координационным советом ОП РФ по развитию сообществ молодых специалистов, ассоциацией «МАКО» и компанией «Норильский никель», – специалисты, готовые профессионально управлять технологиями и технологическим развитием России, а также предлагать нетривиальные решения для ключевых отраслей экономики и для страны в целом.