асcоциация граждан и организаций
по содействию развитию
корпоративного образования
С 1 сентября в списке дисциплин, которые будут изучать студенты-первокурсники во всех вузах страны, появится новая – «Основы российской государственности». Работа над учебно-методическим комплексом началась в августе 2022 года и теперь входит в завершающую стадию. 31 марта в Общественной палате РФ состоялось первое общественное обсуждение содержания и структуры нового курса.
За круглым столом собрались представители команды федерального проекта «ДНК России», отвечающие за организацию всех работ по формированию курса «Основы российской государственности», ведущие эксперты из академической и научной среды, представители профессорско-преподавательского состава передовых вузов страны, а также специалисты, занимающиеся вопросами мировоззрения в разных сферах деятельности. Модератором встречи выступила председатель Координационного совета ОП РФ по развитию сообществ молодых специалистов и президент ассоциации «МАКО» Ольга Голышенкова.
Все пять разделов будущего предмета собравшимся представил научный руководитель проекта «ДНК России», доктор политических наук и профессор МГУ имени М.В. Ломоносова Андрей Полосин. Так, в рамках раздела «Что такое Россия» студентам планируют рассказать о «стране в ее пространственном, человеческом, ресурсном, идейно-символическом и нормативно-политическом измерении». В разделе «Российское государство-цивилизация» речь пойдет об «исторических, географических, институциональных основаниях формирования российской цивилизации». «Российское мировоззрение и ценностные константы российской цивилизации», «Политическое устройствоРоссии» и «Вызовы будущегои развитие страны» – еще три блока, с которыми предстоит познакомиться слушателям курса.
По словам заместителя министра образования и науки Российской Федерации Ольги Петровой, министерство уже подготовило необходимые методические рекомендации для университетов, а все подготовительные мероприятия по внедрению курса должны быть завершены 10 апреля.
«Курс «Основы российской государственности» является междисциплинарным и представляет синтез всего имеющегося социально-гуманитарного знания, – сказала Ольга Голышенкова. – Команда «ДНК России» делает все возможное, чтобы форматы работы с молодежью и детьми были яркими, привлекательными и максимально доступными для этой целевой аудитории».
Важность правильного подхода к молодому поколению отметил в своем выступлении и генеральный директор АНО «Диалог» Владимир Табак. «Ошибка государственных и окологосударственных проектов часто заключается в том, что они не учитывают форм и форматов потребления контента, к которым привыкла современная аудитория, – сказал эксперт. – Впрочем, для нынешнего поколения – поколения визуалов – важна не только форма, но и содержание. Именно идея, цепляющая, виральная, лежит в основе любого контента иявляется самым эффективным способом донесения информации». Очень многих студентов, по мнению Владимира Табака, государство «теряет» на уровне вуза, поэтому начинать работать с идеологией нужно именно там.
За событийную и аудиовизуальную поддержку нового учебно-методического комплекса отвечает Российское общество «Знание», которое создает для курса 121 тематический фильм. По словам заместителя генерального директора «Знания» Антона Серикова, при создании контента будет учтена специфика его восприятия молодым поколением и проведена работа с педагогическим составом. «Можно создать сильный, интересный курс, написать самый замечательный и выверенный учебник, но то, как услышат его ребята, зависит, в первую очередь, от преподавателей, – уверен эксперт. – Поэтому особенно важно, чтобы новую дисциплину преподавали те, кто готов донести ее содержание до студентов».
По мнению Ольги Голышенковой, одна из важнейших особенностей курса «Основы российской государственности» заключается в том, что он разрабатывается в сотворчестве с ведущими представителями профессорско-преподавательского состава. «Благодаря региональным конференциям проекта «ДНК России» в разных федеральных округах каждый участник высокоэкспертных дискуссий оказывается причастен к формированию учебно-методического комплекса, – говорит Ольга Голышенкова. – «Хочешь победить врага – воспитай его детей» – при разработке курса эта восточная мудрость стала для всех вовлеченных в процесс аксиомой, поэтому всем нам необходимо максимально серьезно подойти к тому, как мы относимся к подрастающему поколению».
Первопроходцами в работе с профессорско-преподавательским составом и сотворцами курса стали, среди прочих, Томский политехнический университет и Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова. Представители опорных вузов проекта «ДНК России», которые также присутствовали на встрече, отметили, что ключевой аспект успешного внедрения дисциплины – это вовлеченность преподавателей, которые будут доносить курс до студентов.
«Запросы от коллег, которые прошли непростой путь от отрицания до полного принятия того, насколько этот курс сейчас необходим, поступают регулярно, – сообщила руководитель отделения социально-гуманитарных наук, и.о. директора Школы базовой инженерной подготовки ТПУ Наталия Лукьянова. – Педагоги готовы к получению методических материалов и установок, готовы учиться. Однако нам стоит задуматься о системе конкурентных преимуществ для преподавателей, читающих данный курс – причем не только тех, кто имеет гуманитарную подготовку, но и тех, у кого есть инженерное или, например, экономическое образование. Так как курс по сути своей является междисциплинарным, то легче его будет преподавать тем, кто не застыл в рамках только своей специальности». По мнению представителя Томского политеха, педагоги должны чувствовать себя включенными в процесс корректировки и доработки курса, и такие меры, как грантовая поддержка, участие в конкурсах, дополнительное обучение и другие перспективы профессионального и личностного роста должны этому способствовать.
Коллегу поддержала Татьяна Акопова, декан факультета социально-политических наук Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова. «Рабочая группа ЯрГУ, состоящая из историков, философов, социологов и представителей других областей, принимала участие во многих экспертных экспедициях, в рамках которых каждый участник вносил свою лепту в разработку курса, – сообщила эксперт. – Благодаря этому опыту, у педагогов закрепилось понимание того, что курс «Основы российской государственности» – это работа не ограниченной группы экспертов, а тысяч преподавателей самых разных направлений со всей страны».
Ольга Голышенкова, в свою очередь, отметила, что все педагоги, которые будут нести заложенные в курсе идеи студентам, приглашены не просто к сотворчеству, но прохождению специальной программы дополнительного профессионального образования, где они получат возможность получить новые знания и принять участие в разработке и формировании нового учебно-методического комплекса.
О том, что формирование нового курса подразумевает коррекцию не только вузовской, но и школьной программы, на встрече говорил Александр Русаков, член Комитета Совета Федерации по науке образованию и культуре, а также межведомственной рабочей группы по разработке «Основы российской государственности» при Минобрнауки России. Эксперт отметил, что в правительстве сейчас обсуждается большой пакет поправок в законы о науке и об образовании, поскольку оценивать ситуацию стоит исходя из нынешних реалий, а не из прошлых, когда принимались действующие законы.
На необходимость переработки всей системы общественно-гуманитарного школьного образования указывал и директор Института политики, права и социального развития МГГУ имени Шолохова Владимир Шаповалов. «Благодаря системе интеграции полученные вчерашним школьником знания по обществознанию, истории, географии и другим дисциплинам должны соотноситься с курсом «Основы российской государственности» так же, как в вузах – политология, социология, философия, культурология, экономика и юриспруденция», – сказал эксперт.
Материал, который будет преподаваться студентам, еще находится в стадии обсуждений и доработки: достигнуть согласия в профессорско-преподавательской среде пока не удается. Однако, как надеется Ольга Голышенкова, разработчикам учебно-методического комплекса удастся прийти к консенсусу, чтобы те, чьи сердца уже зажглись новой идеей, могли нести этот огонь дальше – студентам и молодежи.