асcоциация граждан и организаций
по содействию развитию
корпоративного образования
Создатели нового образовательного курса «Основы российской государственности» представили депутатам его концепцию на расширенном заседании комитета Госдумы по науке и высшему образованию, которое состоялось 5 апреля. Несколькими днями ранее учебно-методический курс обсуждали в Общественной палате РФ.
Как и в предыдущий раз, за его презентацию отвечал научный руководитель проекта «ДНК России», доктор политических наук и профессор МГУ имени М.В. Ломоносова Андрей Полосин. Ольга Голышенкова, возглавляющая Координационный совет ОП РФ по развитию сообществ молодых специалистов и ассоциацию «МАКО», представляла на встрече межведомственную рабочую группу по вопросам разработки учебно-методического комплекса.
Изучать курс «Основы российской государственности» студенты-первокурсники начнут уже в сентябре. Состоять он будет из пяти блоков: «Что такое Россия», «Российское государство-цивилизация», «Российское мировоззрение и ценности российской цивилизации», «Политическое устройство России» и «Вызовы будущего и развитие страны». Для разработки курса было проведено более двухсот конференций и семинаров с участием свыше двух тысяч преподавателей. По словам замминистра науки и высшего образования Ольги Петровой, учеба для будущих лекторов начнется с 11 апреля на базе РАНХиГС. Предполагается, что через дополнительную подготовку по преподаванию курса пройдут порядка 50 000 педагогов по всей стране.
«По сути, проект «ДНК России» направлен на формирование и консолидацию пятой власти – преподавателей и педагогов – для осмысления и организации того, что предстоит сделать в части образования и воспитания подрастающего поколения, – сказал Андрей Полосин. – Уметь работать с аудиторией, обладать необходимыми знаниями и занимать соответствующую гражданскую позицию – каждый преподаватель, прошедший обучение и получивший соответствующий сертификат, будет соответствовать этим критериям».
В числе прочего в новом курсе, в котором Россия предстает как отдельная цивилизация, описан набор ценностных констант, которые, по мнению авторов, для нее свойственны. В него входят «многообразие», «согласие», «суверенность», «доверие», «созидание» и «первопроходчество».
Отсутствие в этом списке таких понятий как «свобода» и «справедливость» вызвало у депутатов вопросы. Как эксперт проекта «ДНК России» Ольга Голышенкова объяснила причину отсутствия: «Трактовка этих понятий всегда вызывает самые жаркие и зачастую болезненные споры, что говорит об их безусловной важности. «Справедливость» – сложное понятие, и каждый понимает его по-разному. Что касается «свободы», то в отсутствие ответственности она крайне опасна. Поэтому в ходе многочисленных обсуждений у членов экспертного сообщества не раз возникало другое понятие, которое совмещало бы в себе и «свободу», и «ответственность», – это «воля». Но работать с этими важнейшими ценностями нам еще предстоит».
Коллег активно поддержала первый зампредседателя Комиссии по Регламенту и обеспечению деятельности Госдумы, председатель клуба Лидеров России «Эльбрус» Татьяна Дьяконова. «Как учитель истории с двенадцатилетним стажем, я хорошо помню, что происходило с учебниками истории в 1990-е годы, когда из них вымывались критически значимые вещи, – сказала депутат. – Поэтому то, что делает сегодня команда «ДНК России», трудно переоценить. Проводится колоссальная работа по поиску подходов, которые по-настоящему затронут сердца наших детей и студентов, сформируют для них возможность поверить в идею, взять ее за жизненный ориентир и применить на практике, реализуя свой талант и раскрывая свои лучшие качества».
Со спикером согласился Николай Шумилов, руководитель Добровольческого центра МПГУ и выпускник магистратуры Института истории и политики МПГУ. «С точки зрения профессионального интереса и самореализации, для меня этот проект имеет особое значение, – сказал Николай Шумилов. – У молодежи есть потребность в понимании окружающей их реальности, как и через что в современном российском обществе можно себя реализовать. Уверен, что новый учебный курс поможет студентам в формировании и укреплении общероссийской гражданской идентичности».
По словам Ольги Голышенковой, комментарии, которые прозвучали в ходе заседания комитета, были достаточно острыми, однако не стали новостью для команды проекта «ДНК России». «Все эти вопросы мы рассматриваем в рамках наших экспертных обсуждений, – сказала по завершении встречи Ольга Голышенкова. – Так, например, мы пришли к выводу, что каким бы замечательным ни был новый образовательный курс, он не будет иметь практически никакого эффекта, если не будет преподавателей, которые смогут транслировать ценности, заложенные в нем, студентам. Педагогов, которые не только понимают, разделяют и верят в то, о чем говорят, но и обладают соответствующим инструментарием. Если мы не будем создавать условий для получения студентами опыта и проживания обозначенных ценностей, то разговоры о них будут совершенно неэффективны: никто не поверит в эти ценности, не присвоит их и не будет понимать, о чем говорится в новом курсе».
По мнению Ольги Голышенковой, сформировать курс до такой степени, чтобы он выглядел монолитно, едино и абсолютно логично, весьма непросто – особенно если учитывать мнение общественности и самых разных представителей академической среды. Но такая задача стоит, а это значит, что решение уже не за горами.