асcоциация граждан и организаций
по содействию развитию
корпоративного образования
27 февраля в Томском политехническом университете начала работу конференция «Формирование мировоззрения для технологического лидерства России». Конференция проходит в рамках крупномасштабного федерального проекта «ДНК России» и серии дискуссионных событий «Технологическое лидерство: идеи, практики, рецепты». Идейным вдохновителем конференции и ее главным модератором выступает Ольга Голышенкова, возглавляющая ассоциацию «МАКО» и Координационный совет ОП РФ по развитию сообществ молодых специалистов.
В течение двух дней участники конференции будут обсуждать подходы к преподаванию нового образовательного курса «Основы российской государственности» для инженеров, а также его внедрение в учебную программу для технических специальностей в вузах. Среди приглашенных экспертов – проректоры по воспитательной работе и образовательной деятельности вузов Сибирского федерального округа, преподаватели, представители технологических компаний.
«В новых реалиях тема технологического лидерства звучит как никогда остро, поэтому сегодня особенно важно говорить не только о наших возможностях и амбициях, но и о мировоззренческих основах, – сказала Ольга Голышенкова. – Технологические подходы и способы мышления должны опираться на то, что уже есть в нашей ДНК – ДНК России: это традиции и наследие русской инженерной школы, а также управленческие методы, наиболее эффективные в российском социокультурном и общественно-политическом контексте».
Конференция в Томске открылась проблематизирующей сессией «Формирование нового поколения технологических лидеров: принципы образования и воспитания инженеров в современной России». В рамках сессии научный руководитель проекта «ДНК России» Андрей Полосин рассказал, что предпосылки переформатирования подготовки в рамках высшего образования были заложены еще в 2021 году.
«Мир постоянно меняется, каждое новое поколение привносит существенное изменение в ландшафт знаний, – сказал Андрей Полосин. – Задача проекта “ДНК России” состоит в том, чтобы не просто сформулировать концепцию мировоззрения и создать образовательные программы. Самое главное при трансформации системы образования – опереться на опыт и экспертизу профессорско-преподавательского состава: на профессоров, доцентов, кандидатов наук, преподавателей аспирантов, в конце концов на самих студентов».
По словам научного руководителя «ДНК России», разработка содержания курса мировоззрения – самая важная часть проекта, ведь решения, которые будут приняты, станут основой для трансформации образовательной системы всей страны.
«Это не пропагандистская задача, но задача на создание образовательного контура, который может стать основанием для других дисциплин, – сказал Андрей Полосин. – При формировании курса “Основы российской государственности” для инженеров ключевую роль играет осознание студентами своей задачи в профессиональной сфере, их взгляд на самореализацию у себя на родине – не только ради собственного блага, но ради блага всего государства».
Мысль научного руководителя проекта «ДНК России» поддерживает ректор Томского политеха Дмитрий Седнев. «Мир действительно меняется, и мы четко понимаем, что нам необходимо в том числе пересмотреть свои подходы к инженерному образованию, – сказал на открытии конференции Дмитрий Седнев. – Сегодня важно говорить о формировании инженера как личности, об образовании в его подлинном понимании, о правильном фундаменте личности инженера, выстроенном на социогуманитарных, философских основах, знании истории, любви к своей Родине. Без этого фундамента инженер не сможет сделать следующий шаг в технологическом развитии, быть в авангарде создателей технологического суверенитета».
По словам ректора НИЯУ «МИФИ» Владимира Шевченко, те, кого сегодня многие пренебрежительно называют технарями, как атланты, держат на своих плечах небо общества и государства. «Разговор с будущими лидерами технологической сферы должен быть максимально открытым, – уверен он. – На какие задачи откликаются их сердца, какими они видят себя в будущем, какие явления в профессиональной сфере им по душе, а какие нет – только получив ответы на вопросы, можно понять, что мы можем, а что должны сделать. Такой симбиоз гуманитарного и технического мировидения приведет к появлению нового инженера – человека, который верит в себя и делает свое дело по зову сердца».
О том, что инженеры должны найти свое место не только в открытиях и достижении технологического лидерства, но и в понимании своей роли в стране, говорила и Людмила Огородова, заместитель губернатора Томской области по научно-образовательному комплексу и цифровой трансформации: «Мировоззрение студентов-инженеров должно быть основано на знании истории и осознании того, в чем именно состоит роль российской инженерной школы, которая всегда занимала лидирующие позиции».
Одним из достойных продолжателей традиций лидерства стал директор Томского политехнического техникума Иван Криволапов, который в 2021 году победил в конкурсе «Лидеры России». Иван Криволапов рассказал участникам конференции о проекте «Разговоры о важном», который, по мнению спикера, перекликается по структуре и смыслам с «Основами российской государственности», а также о трудностях, с которыми, возможно, придется столкнуться при внедрении курса.
«Традиционные духовно-нравственные ценности, люди, символы – для многих студентов каждая из этих тем может оказаться в новинку: соответствующие тематические уроки в школах раньше не проводились, а в семьях такие темы не всегда обсуждаются», – сказал директор Томского политехнического техникума.
Другой фокус, по словам Ивана Криволапова, направлен на преподавателей, которые должны грамотно и обоснованно говорить на заявленные темы, приводя веские аргументы и не подглядывая в бумажку. Однако зачастую этого не происходит – в битве за юные умы побеждает интернет, и эффект от уроков оказывается прямо противоположным.
Вопросы о том, как и кто должен доносить до детей и молодежи новые смыслы и ценности, в процессе обсуждения стали едва ли не самыми животрепещущими. Выход из сложившейся ситуации директор Томского политехнического техникума и член Клуба Лидеров России «Эльбрус» видит в приглашении в качестве спикеров известных и авторитетных представителей самых разных отраслей, которые могли бы преподносить унифицированный материал курса с позиций личного опыта.
«В ближайших планах Клуба “Эльбрус” и ассоциации “МАКО” – интенсивная работа с мировоззрением и ценностями, заложенными в проект “ДНК России”, – поделился с участниками сессии Иван Криволапов. – В процессе этой работы будет продолжаться поиск лучших форматов для упаковки и трансляции заданного содержания для детей и молодежи, а также других аудиторий».
После официального открытия участники конференции начали групповую работу в рамках форсайт-сессии, по итогам которой они сформулируют тематическое наполнение, адаптированное под студентов-инженеров, и представят методические рекомендации для преподавания курса «Основы российской государственности» для инженеров.
Напомним, что конференция в Томске стала четвертой в серии событий проекта «Технологическое лидерство: идеи, практики, рецепты», включенного в «ДНК России». В центре внимания высокоэкспертных дискуссий, инициированных Координационным советом ОП РФ по развитию сообществ молодых специалистов, ассоциацией «МАКО» и компанией «Норильский никель», – специалисты, готовые профессионально управлять технологиями и технологическим развитием России, а также предлагать нетривиальные решения для ключевых отраслей экономики и для страны в целом.
«Проект “Технологическое лидерство: идеи, практики, рецепты” в первую очередь направлен на формирование экспертного сообщества и вовлечение всех заинтересованных в этой теме игроков – с их идеями, проектами, подходами и практиками, – сказала Ольга Голышенкова. – Это позволит не только запустить регулярный экспертный диалог и обмен мнениями, но и собрать в экспертном сообществе единую картину мира, выработать взаимодополняющие формы работы и договориться о том образе будущего, который будет разделяться всеми и на воплощение которого в жизнь будут направлены все усилия».
Следующее дискуссионное событие в рамках проекта, приуроченного к Десятилетию науки и технологий, состоится в Ульяновске с 15 по 17 марта. Участники экспертной сессии «Точки опоры: технологическая кооперация в новых реалиях» обсудят, как искать партнеров и собирать технологические цепочки в период турбулентности, а также другие вопросы, связанные с новыми форматами и инструментами выстраивания кооперационных связей.
«ДНК России» – проект, направленный на вовлечение академического сообщества в учебно-методическое и научно-исследовательское сопровождение государственной политики в области просвещения, высшего образования и молодежной политики. Проект реализуется при поддержке Министерства науки и высшего образования РФ, в его работу вовлечено одновременно более двух тысяч преподавателей социогуманитарных дисциплин по всей стране.
Главной целью «ДНК России» стала разработка учебно-методического комплекса для нового образовательного курса «Основы российской государственности». Курс должен сделать более гармоничным и системным процесс подготовки студента к его профессиональной деятельности и самореализации, дав молодежи системное понимание того, что из себя представляет Россия как цивилизация, связанная с определенными мировоззренческими ориентирами и ценностными константами.
Весной 2023 года во всех федеральных округах на базе опорных вузов запланированы конференции, по итогам которых будут собраны лучшие форматы и методики преподавания, тематическое наполнение концептуального каркаса курса «Основы российского государственности», а также разработана технология внедрения и организации преподавания новой дисциплины.