асcоциация граждан и организаций
по содействию развитию
корпоративного образования
Первые знания о родной земле, ее истории и традициях дети получают в школе и детском саду – постигать собственную страну им помогают учителя. Потом им на смену приходят преподаватели в вузах. Как сделать так, чтобы новые поколения с радостью и интересом постигали свою Родину и испытывали искреннюю любовь и уважение к ее ценностям?
Решению этого вопроса была посвящена проектно-аналитическая сессия «Основы российской государственности: содержание и форматы работы в школьной программе, дополнительном образовании и воспитании детей», которая состоялась в Москве 27 марта. Модератором сессии выступила председатель Координационного совета ОП РФ по развитию сообществ молодых специалистов и президент ассоциации «МАКО» Ольга Голышенкова.
Главной задачей проектно-аналитической сессии стал анализ традиционных духовно-нравственных ценностей, изложенных в Указе Президента, и поиск способов и форматов их трансляции детям и молодежи. Для этого в Москве собрались ведущие эксперты, представляющие десять школ Инновационной сети образовательных организаций «Школа Росатома», а также вожатые детских лагерей из атомных городов России (проект «Лига Прогресса»).
Организаторы события отметили, что сегодня, при максимально высоком уровне неопределенности во всех сферах жизни, обращение в сторону подрастающего поколения становится особенно важным. «В нынешних реалиях учителя и педагоги – это, пожалуй, единственные люди, способные объяснить детям, что такое хорошо и что такое плохо, – уверена руководителя проекта «Школа Росатома», советник Департамента по взаимодействию с регионами Госкорпорации «Росатом» Наталья Шурочкова. – Именно учителя могут сделать так, чтобы задачи, которые ставит перед нами руководство страны, воплотились в жизнь».
Работа по формированию мировоззренческих основ в рамках сессии проводилась в командах, где каждый участник получал свою роль: лидера, хранителя информации, хранителя регламента, дизайнера, спикера и поисковика. Содержательным ядром проектно-аналитической программы, сформулированном в рамках проекта «ДНК России», стали пять элементов мировоззрения, через которые раскрываются ключевые ценностные принципы и ориентиры.
По мнению Ольги Голышенковой, говоря о российской цивилизации и ее основополагающих ценностных принципах, можно сказать, что страна рождает ценностный принцип многообразия, государство – принцип суверенности, общество – принцип согласия, семья – принцип доверия, а человек – принцип созидания. Такой подход, по словам члена ОП РФ, находит отклик среди педагогов в качестве эффективного инструмента работы как в рамках школьных и дошкольных образовательных программ, так и в проектировании планов обучающих и развивающих мероприятий в сфере дополнительного воспитания.
«Сегодня мы ставим перед собой важную задачу – проектирование образовательных форматов и содержания образовательных программ, направленных на формирование мировоззрения наших детей, – сказал, приветствуя участников сессии, научный руководитель проекта «ДНК России», директор Департамента по взаимодействию с регионами Госкорпорации «Росатом» Андрей Полосин. – Проект «Школа Росатома» всегда был на шаг впереди в решении важных задач в системе образования, поэтому мы рассчитываем, что сообщества педагогов «атомных» городов своей работой с традиционными российскими ценностями зададут вектор работы для коллег по всей стране».
На одном из этапов участники проектно-аналитической сессии должны были выбрать, а затем спроектировать новые форматы трансляции ценностей для десяти групп, состоящих из детей старшего и среднего школьного возраста, студентов-первокурсников, а также учащихся технических колледжей. По мнению Ольги Голышенковой, школа и средние специальные учебные заведения были и остаются системой формирования мышления человека, его представлений о мире, поэтому сегодня особенно важно сделать форматы трансляции ценностей детям и подросткам максимально эффективными.
«Вместе с лидерами педагогического сообщества «Школы Росатома» мы продолжаем непростую, но крайне важную работу по формированию мировоззрения в нашей стране, – сказала член Общественной палаты РФ. – Сессия в Москве стала новым серьезным шагом на пути к становлению национальной идентичности, обращением к будущему России. Наша задача сегодня заключается не только в мягкой интеграции разработанных мировоззренческих форматов в учебный процесс и жизнь школы в целом, но и в проектировании новых методик и подходов, которые можно использовать в условиях летнего отдыха и оздоровления детей».