асcоциация граждан и организаций
по содействию развитию
корпоративного образования
Создатели нового образовательного курса «Основы российской государственности» обсудили результаты дополнительной подготовки педагогов по преподаванию учебно-методического комплекса на заседании межведомственной рабочей группы, которое состоялось 22 августа в Минобрнауки.
Изучать курс «Основы российской государственности» студенты-первокурсники начнут уже в сентябре. Состоять он будет из пяти блоков: «Что такое Россия», «Российское государство-цивилизация», «Российское мировоззрение и ценности российской цивилизации», «Политическое устройство России» и «Вызовы будущего и развитие страны». Для разработки курса было проведено более двухсот конференций и семинаров с участием свыше двух тысяч преподавателей.
С основным докладом перед собравшимися выступил научный руководитель проекта «ДНК России» и проректор РАНХиГС Андрей Полосин. Президент ассоциации «МАКО» и председатель Координационного совета ОП РФ по сетевым сообществам Ольга Голышенкова, также входящая в межведомственную рабочую группу по вопросам разработки учебно-методического комплекса «Основы российской государственности», отметила, что комментарии, которые прозвучали в ходе заседания, были серьезными, однако не затронули одной из важнейших тем для команды проекта «ДНК России». А именно – системности преподавания социогуманитарных наук в вузах страны.
«Нам всем и нашему сообществу стоит обратить большое внимание на то, как преподаются социогуманитарные науки в целом: какие предметы предлагается изучать студентам и по каким учебникам. Иначе то, что мы делаем, будет теряться в том разрозненном сигнале, который получают и студенты, и преподаватели», – сказала президент «МАКО».
По мнению Ольги Голышенковой, в преподавании курса «Основы российской государственности» форма важна не меньше содержания. «Присвоение ценностей у человека происходит только через собственный опыт и эмоциональное переживание, – пояснила член Общественной палаты России. – Если мы не будем создавать условий для получения студентами опыта и проживания обозначенных ценностей, то разговоры о них будут совершенно неэффективны: никто не поверит в эти ценности, не присвоит их и не будет понимать, о чем говорится в новом курсе. Поэтому предлагаю сосредоточить научно-исследовательские усилия рабочей группы, в том числе, на формах и на форматах донесения, доставки ценностного содержания до наших целевых аудиторий».
По словам Ольги Голышенковой, работая с мировоззренческим содержанием, крайне важно сфокусироваться на том, как, в какой форме и каким образом учебно-методический комплекс может быть максимально эффективен. «Пока мы в нашей российской ментальности сосредоточены на том, что мы хотим донести, наши западные оппоненты с особой тщательностью работают над тем, как доносить нужную информацию, – сказала президент «МАКО». – Каким бы замечательным ни был новый образовательный курс, он не будет иметь практически никакого эффекта, если не будет педагогов, которые не только понимают, разделяют и верят в то, о чем говорят, но и обладают соответствующим инструментарием. И в этом смысле мы всеми силами должны помочь нашим преподавателям наладить со студентами действенный диалог».