асcоциация граждан и организаций
по содействию развитию
корпоративного образования
Дефицит квалифицированных кадров сегодня наблюдается во многих отраслях экономики, однако наиболее ощутим он, по мнению экспертов, на предприятиях топливно-энергетического комплекса. Особенно непросто с приемом на работу молодежи – под влиянием массовой культуры ожидания ребят часто оказываются завышенными. Как сделать отрасль привлекательной для потенциальных работников и что держит тех, кто в итоге остается?
На этот вопрос попытались ответить в руководстве ПАО «Россети» – одном из крупнейших в мире электросетевых холдингов, организовав в рамках Российской энергетической недели стратсессию с участием молодых сотрудников компании. Москва и Хабаровск, Тюмень и Челябинск, Липецк и Оренбург – молодые энергетики со всей страны собрались за круглым столом, чтобы поделиться своими историями и чаяниями с теми, от кого напрямую зависит принятие решений.
Фокус-группу с молодыми специалистами компании провели директор по управлению персоналом и организационному развитию ПАО «Россети» Дарья Борисова и президент «МАКО» и председатель Координационного совета ОП РФ по сетевым сообществам Ольга Голышенкова.
«Обсуждая проблему с кадрами, мы говорим не о демографической ситуации в стране, а о конкретных молодых талантах, в которых так нуждается отрасль, – сказала Ольга Голышенкова. – Для решения амбициозных целей и задач сегодня нужны не просто соответствующие уровню высоких технологий компетенции, но приверженность задачам и ценностям компании».
Неоценочное мероприятие, которое на основе опроса фокус-группы позволило бы сформировать ценностное предложение, отвечающее ожиданиям молодых специалистов и молодых талантов, – такой видели стратсессию ее организаторы. И задумка удалась.
Молодые люди и девушки, оказавшиеся за круглым столом, активно включились в диалог, стараясь быть максимально честными и откровенными. «Россети», впрочем, оказались не единственным, что их объединило: многие из собравшихся в разные годы были участниками Форума сообществ молодых специалистов «Форсаж».
Почему вы решили стать энергетиком и как попали в «Россети»? Что руководило вами при выборе и как сложилась ваша профессиональная судьба? Из ответов молодых специалистов на эти и другие вопросы начала складываться общая картина молодежного полотна «Россетей» – яркого и пестрого, но при этом единого:
«Мой дедушка работал в энергетике, и во многом именно он повлиял на мой выбор. Что касается самой работы, то тут все просто: либо ты работаешь в компании год и уходишь, либо остаешься на всю жизнь. Вот, например, звонят тебе в три часа ночи. Срочный вызов. Ураган повредил линии электропередачи. Кто-то может работать в таком режиме, а кто-то нет – его право. Но лично я испытываю гордость, зная, какое нужное и важное дело мы делаем».
«Однажды в детстве на стенах региональной компании я увидела слоган: «Мы энергетики, свет наш в окнах». Эта фраза сильно меня зацепила. Своим выбором профессии я довольна и горжусь тем, что мы действительно несем людям свет и тепло. Мне нравится, что в компании начал формироваться молодежный совет, который помогал бы молодым кадрам найти возможности для самореализации».
«Когда я учился и даже когда начал работать, о «Россетях» я ничего не знал и просто откликался на все вакансии в разделе ТЭК. Так и привела дорожка. Радует то, что мои руководители всегда были заинтересованы в моем развитии и профессиональном росте и всячески этому способствовали».
«Оборачиваясь назад, могу сказать, что предпочла бы выбрать профессию программиста, потому что в нашем регионе конкурентоспособность зарплат в энергетических компаниях ниже, чем в IT. Однако каждый день я иду на работу с радостью, потому что знаю, что там меня ждет классный, дружный коллектив. Я очень дорожу своими коллегами, с ними хорошо и комфортно. По сути – вторая семья».
«Проблема кадрового голода ощутима в самых разных филиалах, однако касается она не административного персонала, а рабочего – тех, кто является нашими глазами и руками на местах. Да, времена непростые, да и ожидания нынешний молодежи очень завышены. Даже выпускники профильных заведений, проработав некоторое время и получив определенный опыт, уходят в другие сферы – туда, где выше зарплата. Поэтому приходится принимать на работу тех, кто не соответствуют нашим запросам, и компетенция персонала падает».
«Программа поддержки молодых специалистов, посещение разных мероприятий и форумов способствуют тому, чтобы расширять кругозор в разных сферах, знакомиться с самыми разными людьми. Помимо этого существуют ощутимые меры социальной поддержки – например, компенсация ипотеки и всевозможные льготы».
«Кто не хочет – ищет причины, кто хочет – ищет возможности. Возможность развиваться внутри компании есть всегда. Либо ты не жалуешься и делаешь, либо жалуешься и уходишь: так нам еще на «Форсаже» говорили».
«В рабочих профессиях очень важно проявлять заботу о сотрудниках. Относиться к ним не просто как к рабочей силе, а как к людям, которые являются частью большого и очень важного механизма, выполняющего важную для государства задачу. Достойные зарплаты, социальные программы для сотрудников и их семей, добровольное медицинское страхование – все эти меры говорят сами за себя. Своих детей я бы обязательно привел в энергетику – которая была, есть и будет».
Вопрос обращения в сторону молодых специалистов, по словам Ольги Голышенковой, во многих компаниях назрел давно, однако далеко не все готовы встретиться с поколением, которое приходит на смену, лицом к лицу. Инициатива «Россетей», по мнению президента «МАКО», оказалась более чем нужной и своевременной. «Россети» как огромная и территориально распределенная компания действительно нуждается в осознании того, какие ценности и ценностные предложения от других организаций существуют на рынке труда и чего в реальности хотят молодые специалисты, – говорит Ольга Голышенкова. – Целью нашего мини-исследования было понять, как совместить те задачи и возможности, которые есть у ПАО «Россети» как работодателя, с ожиданиями молодых работников компании. Уверена, эта работа продолжится, и мы вместе сделаем бренд ПАО «Россети» более понятным, привлекательным и интересным для молодежи».