асcоциация граждан и организаций
по содействию развитию
корпоративного образования
Какими должны быть знания о стране для должностных лиц и какие причины есть у каждого из нас, чтобы гордиться своей родиной? Этим и другим актуальным вопросам была посвящена новая встреча дискуссионного клуба «Гуманитарный реактор», которая состоялась на площадке РАНХиГС 26 октября. Во встрече приняла участие председатель Координационного совета ОП РФ по сетевым сообществам и президент ассоциации МАКО Ольга Голышенкова.
Обсудить проект нового курса «Знание. Государство» – цикла просветительских лекций для государственных служащих всех уровней, который разрабатывается при поддержке «ДНК России» и Российского общества «Знание», собрались ведущие эксперты в области гуманитарных наук, ученые, преподаватели вузов, чиновники и представители творческих профессий. «По аналогии с ядерным, «Гуманитарный реактор» – место, где вырабатывается большое количество энергии: в рабочий процесс вовлечены специалисты из разных сфер, и, в том числе, благодаря их взаимодействию мы можем достичь столь необходимой сегодня консолидации», – уверена Ольга Голышенкова.
О смысловых задачах нового проекта и о внутренней логике мировоззренческого курса, состоящего из 12 лекций, собравшимся рассказал его автор – Председатель Совета по профессиональному образованию Российской ассоциации политической науки Владимир Шаповалов. Среди содержательных доминант программы эксперт выделил высокую значимость межнациональных и межконфессиональных отношений для страны, а также тему консолидации и единения власти и общества.
В структуру образовательной программы вошли такие темы как «Укрепление и суверенитет государства», «Социальная политика государства», «Развитие политической системы России», «Угрозы России в современном мире», «Ценностные основы российского общества», «Суверенитет – фундамент успеха и процветания России» и «Достижения России». Особое внимание в проекте уделено специальной военной операции, ее причинах и влиянии на будущее страны и мира: этой теме в общей сложности отведено пять лекционных блоков.
Обсуждение проекта «Знание. Государство» вызвало оживленную полемику. Участники встречи в формате свободной дискуссии высказывали свои рекомендации по возможному совершенствованию курса, вносили свои предложения по видению программы, корректировали и дополняли услышанное. Так, например, аудиторией, собравшейся в РАНХиГС, было предложено сделать курс более интерактивным и прикладным, добавить блок по психологии лидерства, а также представлять актуальные социологические данные по рассматриваемым темам.
Особое место в выступлении Владимира Шаповалова было уделено причинам, которые заставляют нас гордиться своей страной: всего эксперт выделил двенадцать позиций. Часть из них касаются достижений прошлого (победа в Великой Отечественной войне и восстановление мира после Второй мировой, освоение космоса и территорий с суровым климатом, достижения русской культуры), часть – настоящего (изобретение вакцины от Covid-19 и гиперзвуковых летательных аппаратов). Однако, по мнению Ольги Голышенковой, гордиться можно не только тем, чего мы достигли, что освоили и что покорили.
«Наша Родина, вне всяких сомнений, великая, но важно любить ее не только за ее достижения, но и просто так: безусловной любовью – такой, какой любят мать, – уверена президент МАКО. – Важно не мериться с другими странами результатами, достигнутыми в науке, культуре и вообще истории, а просто гордиться своей землей и тем, кто ты есть, без оглядки на победы и рекорды. Просто потому, что Родина, как и мама, – самая лучшая, любимая и единственная на всем белом свете».
Новый цикл лекций предназначен для государственных служащих – взрослых людей. Будет ли взаимодействовать с этой аудиторией сложнее, чем со студентами, которые в сентябре этого года также начали освоение нового курса – «Основы российской государственности»? По словам Ольги Голышенковой, важнейшую роль в этом взаимодействии играет целеполагание.
«Взрослому человеку необходимо осознавать ценность обучения для себя и достижения своих целей, – объясняет председатель Координационного совета ОП РФ по сетевым сообществам. – Поэтому при работе с взрослыми людьми критически важно создавать ситуацию целеполагания и мотивации, давать им возможность осознания ценности предстоящего процесса. Особенно это касается организационного обучения, когда решение о необходимости того или иного обучающего воздействия зачастую принимает работодатель, а не каждый человек индивидуально».
Как рассказала Ольга Голышенкова, образовательные программы, разработанные ассоциацией МАКО, всегда начинаются с целеполагания и нахождения участниками в предстоящем обучении собственных смыслов и целей, а завершаются традиционной итоговой рефлексией. Таким образом, у каждого участника есть возможность понять, что он приобрел во время обучения, как это поможет ему в профессиональном и жизненном пути, как оптимально использовать полученные знания и другие возможности. «Именно такой профессиональный подход к обучению взрослых помогает преодолеть риски незаинтересованности участников в обучении, низкой вовлеченности или обесценивания», – подытожила Ольга Голышенкова.