асcоциация граждан и организаций
по содействию развитию
корпоративного образования
Развитие гуманитарного знания в отечественных вузах обсудили ведущие российские ученые, преподаватели, представители государственных органов и эксперты в ходе конференции «Образование и мировоззрение», прошедшей 8 февраля, в День российской науки, в рамках Международной выставки-форума Россия.
В работе конференции приняли участие заместитель министра науки и высшего образования Российской Федерации Ольга Петрова, советник Президента РФ, председатель Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека научный руководитель Института наследия и современного общества РГГУ Валерий Фадеев, проректор РАНХиГС, научный руководитель проекта «ДНК России» Андрей Полосин, председатель Координационного совета ОПРФ по сетевым сообществам, президент «МАКО» Ольга Голышенкова и многие другие.
Андрей Полосин, выступая, отметил высокий вклад в создание и развитие курса «Основы российской государственности» преподавателей высшей школы: «Страна переживает непростое время, и мы с вами не только проживаем его со страной, мы делаем все для того, чтобы она продолжала развиваться и будущее, которое мы все с вами хотим, наступило как можно быстрее». Андрей Владимирович также рассказал про планы проекта «ДНК России» на 2024 год и отметил важность расширения работы с опорно-методическими центрами в регионах, в том числе по развитию программ социально-гуманитарных дисциплин, созданию обучающего контента совместно с партнерами проекта, – Российским обществом «Знание» и АНО «Диалог».
«Наша основная задача – это формирование системы гуманитарного знания, связанного с гражданским самосознанием во всем образовательном комплексе», – подытожил Андрей Полосин.
Ольга Петрова от имени министра науки и высшего образования РФ Валерия Фалькова поздравила участников с Днем российской науки и подвела промежуточные итоги первого года преподавания дисциплины ОРГ.
«Менее чем за год в рамках программы повышения квалификации удалось подготовить свыше семи тысяч педагогов. Это уникальный курс, который сделан большой профессорско-преподавательской семьей», – отметила заместитель министра.
«В системе высшего образования должен развиваться не только курс «Основы российской государственности», но и большое количество спецкурсов и факультативов, направленных на формирование мировоззрения, миропонимания и мировосприятия. Это перспективное направление для научного творчества, при этом у нас есть богатейшие отечественные традиции и успешные практики в педагогике и психологии, на которые мы можем опираться — работы Л.С.Выготского, К.Д.Ушинского, А.С. Макаренко, С.Л.Рубинштейна, А.Н.Леонтьева, П.Я.Гальперина… Вместе с этим крайне важно использовать современные языки коммуникации при работе с молодежью — мемы, шортсы, рилзы и т.п.», выступила с предложением Ольга Голышенкова.
В свою очередь Валерий Фадеев на примере экономики продемонстрировал необходимость переосмысления социально-гуманитарных наук, преподаваемых в вузах, и на исторических примерах разобрал мифы, связанные с условиями экономического развития, возможностями долгосрочного планирования в странах с рыночной экономикой и национальным фактором капитала.
В рамках конференции прошло торжественное награждение победителей Всероссийского конкурса «Лучший преподаватель Основ российской государственности 2023/24», инициированного Министерством науки и высшего образования РФ и Российским обществом «Знание».
Для участия в конкурсе преподаватели предмета ОРГ со всей страны присылали свои видеоматериалы с лекциями по тематикам курса. Всего поступило несколько сотен заявок, экспертное жюри определило 20 самых интересных и содержательных работ, которые были отмечены на сцене.
«Дисциплина «Основы российской государственности» особенно актуальна в нынешних условиях. Благодаря усилиям педагогов в рамках этого курса мы погружаемся в изучение культурно-исторического наследия страны и ее традиционных ценностей. Ваши подходы и практики позволяют как можно лучше передавать эти знания подрастающему поколению, ведь это — основа нашего будущего, будущего России. Ваш труд благороден, всегда важен и востребован. А те методики, которые вы применяете в работе, которыми вы делитесь с педагогическим сообществом, я уверен, заслуживают продвижения и масштабирования, как самые лучшие и эффективные», — отметил заместитель генерального директора Российского общества «Знание» Кирилл Хвиль.
Конференция была организована Министерством науки и высшего образования РФ, Российским обществом «Знание», Управлением сетевых и партнёрских проектов РАНХиГС, проектом «ДНК России» и Экспертным институтом социальных исследований.
Церемония награждения прошла при поддержке платформы онлайн-обучения Lerna.ru.
Для справки:
По итогам экспертной оценки представленных на конкурс заявок победителями конкурса «Лучший преподаватель курса «Основы российской государственности»» стали:
1. Пупыкин Роман Александрович, заведующий кафедрой теоретической и прикладной политологии Южного Федерального Университета, Ростовская область;
2. Соломеин Алексей Александрович, доцент кафедры социологии и психологии Байкальского государственного университета, Иркутская область;
3. Шаповалов Алексей Викторович, доцент кафедры социологии Института экономики и управления Северо-Кавказского федерального университета, Ставропольский край;
4. Сабына Елена Николаевна, доцент кафедры региональной экономики и управления Алтайского государственного университета, Алтайский край;
5. Сазантович Алексей Борисович, доцент кафедры политологии и политического управления Кубанского государственного университета, Краснодарский край.
6. Юхно Александр Сергеевич, и.о. заведующего кафедрой государствоведения Института государственной службы и управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС), Москва;
7. Мыльников Максим Анатольевич, декан гуманитарного факультета, заведующий кафедрой международных отношений Университета управления «ТИСБИ», Республика Татарстан.
8. Пыж Владимир Владимирович, заведующий кафедрой социально-гуманитарных дисциплин Национального государственного университета физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург;
9. Савенков Роман Васильевич, профессор кафедры философии и истории факультета экономики и управления Воронежского государственного университета инженерных технологий, Воронежская область;
10. Исхакова Резеда Рифовна, профессор Казанской государственной консерватории им. Н. Г. Жиганова, Республика Татарстан;
11. Чикаева Карина Суреновна, профессор кафедры истории и политологии Кубанского государственного аграрного университета имени И.Т. Трубилина, Краснодарский край;
12. Аминов Илья Исакович, доцент кафедры «Гуманитарные дисциплины» Московского политехнического университета, Москва;
13. Гордейчик Екатерина Александровна, старший преподаватель кафедры права и философии института истории, гуманитарного и социального образования Новосибирского государственного педагогического университета, Новосибирская область;
14. Никитина Ирина Вячеславовна, доцент кафедры Амурского государственного университета, Амурская область;
15. Симашенков Павел Дмитриевич, доцент кафедры государственного и муниципального управления Самарского университета государственного управления «МИР», Самарская область;
16. Сорокина Дарья Дмитриевна, преподаватель кафедры публичной политики и государства и права юридического факультета Российского Университета Дружбы Народов имени Патриса Лумумбы, Москва;
17. Шармоянц Артур Норайрович, доцент Крымского Федерального Университета имени В.И. Вернадского, Республика Крым;
18. Мазеин Артем Владимирович, старший преподаватель старший преподаватель кафедры прикладного права, МИРЭА — Российского технологического университета, Москва;
19. Чуднова Ольга Владимировна, доцент кафедры социологии Института права, экономики и управления Сахалинского государственного университета, Сахалинская область;
20. Колмогоров Максим Владимирович, преподаватель кафедры гражданского права и процесса юридического института Санкт-Петербургского университета технологий управления и экономики, Санкт-Петербург.